Обучать неизвестному

Образовательная система РК готовится обучать неведомому
Образовательная система РК готовится обучать неведомому

На заседании правительства во главе с премьер-министром Сериком Ахметовым были вновь подняты вопросы приближения уровня образования и науки к мировым стандартам, вошедшим в стратегию «Казахстан-2050». Министр образования и науки Аслан Саринжипов начал свой доклад с перечисления демографических трендов. По прогнозам, рождаемость в стране будет увеличиваться до 2020 года. Соответственно, будет расти и число детей дошкольного и начального школьного возраста, которое стабилизируется к 2025 году. Таким образом, уже в самое ближайшее время увеличится число старшеклассников. В профтехобразовании, напротив, наблюдается спад учащихся. По словам министра, это эхо девяностых, но после 2020 года их контингент начнет расти.

Как утверждает министр, благодаря программе «Балапан» охват детей 3–6 лет дошкольным образованием увеличился до 70%: «Число дошкольных организаций по сравнению с 2010 годом увеличилось в два раза — до 8,7 тысячи, количество частных детсадов выросло в 1,7 раза, составив 25 процентов от общего числа». К 2014 году Минобразования разработает концепцию раннего развития, которая будет реализована в 2015–2016 годах. Она, по словам министра, поможет довести охват образованием детей 3–6 лет до 80%. В связи с этим еще сильнее обострится потребность в квалифицированных кадрах, поэтому количество педагогов с высшим образованием предполагается увеличить до 30%. Перемены коснутся одиннадцатилетней школы, на базе вузов будет введен подготовительный 12-й класс.

Планируется модернизировать и систему оценки знаний. В ЕНТ будут внедрены тесты нового поколения, включающие вопросы, развернутые ответы и эссе.

Особое внимание уделяется казахскому языку: число преподающих на нем заведений продолжает увеличиваться. Их количество в дошкольном образовании будет доведено до двух тысяч, в среднем — до четырех, в ТиПО их станет 150. Также надо решать проблемы с сельским образованием, «иначе маргинальные группы могут начать расти и создавать нагрузку на образовательную систему», заявил министр. Эту проблему намерены решать при помощи ресурсных центров и IT-технологий. К 2015 году предполагается создать 160 ресурсных центров, за которыми закрепят 640 малокомплектных школ.

Министр также сообщил, что к 2015 году, помимо новых образовательных программ, будут разработаны и новые учебники. Аслан Саринжипов заявил об изменении современной парадигмы образования и предложил обучать специальностям, «которые еще не существуют». В целом из сказанного министром вытекает, что система образования вновь подвергнется очередным преобразованиям.

Касаясь вопросов развития образовательной инфраструктуры, глава ведомства отметил, что «в 2014 году запланировано построить за счет республиканского бюджета 50 школ, за три года будет построено 146 школ. В результате чего к 2016 году доля аварийных школ уменьшится с трех до полутора процентов, трехсменных — с 1,3 до 0,1 процента от общего числа».

В сфере ТиПО, как и прежде, предлагается усилить роль бизнеса в подготовке кадров и увязать его с приоритетами ГПФИИР. В колледжах на базе холдинга «Касіпкор» к 2016 году обучат семь тысяч специалистов по базовой подготовке, девять тысяч — по заказу работодателей на основе краткосрочных курсов. Будут созданы 10 центров независимой сертификации и квалификации выпускников и работников профильных отраслей. Доля колледжей с дуальной системой обучения возрастет с 20 до 50%.

Министр также рассказал о направлениях молодежной политики и назвал основные принципы их реализации: открытость и прозрачность, антикоррупционная политика, стратегический менеджмент и ориентация на результат, горизонтальное и вертикальное межведомственное взаимодействие.

Резюмируя итоги обсуждения, глава правительства Серик Ахметов подчеркнул, что в вопросах внедрения и совершенствования новаций необходимо опираться на поддержку педагогов и общественности, а также на взаимопонимание государственных и местных исполнительных органов — «предлагаемые планы и идеи должны учитывать мнения профессионалов и населения в целом».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики