Коммерческие стены «открытых пространств»

Торговая недвижемость конкурирует в креативе
Торговая недвижемость конкурирует в креативе

Рынок недвижимости южной столицы Казахстана восстанавливается частично: отдельные его сегменты растут быстрее других, но даже это дает возможность девелоперам наконец-то вздохнуть свободно и успеть вскочить в набирающий скорость экспресс алматинской застройки. Именно такое резюме можно вынести из прошедшей на прошлой неделе конференции девелоперов и застройщиков, организатором которой выступила международная компания Colliers International.

Девелоперы признают: их бизнес во многом зависит от планов развития города. А планы развития Алматы поистине грандиозные: за 2011–2015 годы планируется построить 5,6 млн квадратных метров жилья. Согласно данным статистики, в 2011 году было возведено 775 тыс. квадратов, в 2012 году — 786 тыс. Прогноз по 2013 году составлен на уровне 857 тыс. квадратных метров общих площадей, из которых 400 тыс. придется на коммерческую недвижимость. Суммируя построенное, получаем, что в ближайшие два года застройщики должны основательно потрудиться, ведь им предстоит возвести оставшиеся 60% объема.

Если же считать отдельно коммерческую недвижимость, то акимат Алматы предполагает до 2020 года освоить 1100 га территорий под строительство объектов общественно-деловой застройки общей площадью 6,5 млн кв. метров, которые бы включали в себя спортивные комплексы, торгово-развлекательные центры, гостиницы и бизнес-центры.

Несмотря на планы по массовому жилищному строительству, девелоперы называют главной точкой роста рынка недвижимости Алматы сектор коммерческой недвижимости. За последние несколько лет он претерпел качественные изменения. Сегодня, чтобы реализовать успешный проект, мало построить здание с большим объемом торговых и коммерческих площадей. Важно перейти к правильной организации торгового комплекса, главное отличие которого — многофункциональность: наличие подземного паркинга, развлекательной части, площадок под сферу услуг и под кафе.

Эксперты полагают, что, как правило, торговая составляющая у большинства крупных торговых центров одинаковая. Почти все они приглашают арендаторами международные известные бренды. Развлекательная составляющая является якорем в крупных торговых центрах, привлекает большое количество посетителей и делает торговый центр успешным.

«В торговой недвижимости должно быть идеальное сочетание набора арендаторов и хорошей концепции в сфере развлечения,— резюмирует управляющий директор Colliers International Баян Куатова. — Этот сектор недвижимости очень перспективен, поскольку цивилизованный шопинг с развлечением стал образом жизни для многих жителей Алматы». По оценке эксперта, на сегодня торговая недвижимость приносит инвесторам и собственникам самые большие доходы.

Количества торговых площадей в Алматы недостаточно, и есть еще место для новых проектов современного уровня. Сейчас в Алматы 27 торгово-развлекательных центров, из которых лишь 5–6 проектов хорошего качества. Для тех торговых центров, которые теряют актуальность и качество, наступит момент реконцепции зданий и смены функционального назначения.

Менее динамичен, но не менее интересен сектор коммерческой офисной недвижимости. До 2000 года основной фонд коммерческой офисной недвижимости Алматы составляли реконструированные здания советского периода. Их амортизация на тот момент была уже существенной. За прошедшие 12 лет вырос спрос на современные бизнес-центры, построенные с учетом мировых стандартов.

Поэтому если застройщик планирует построить бизнес-центры класса А и Б, он должен следовать современным стандартам: использовать современные материалы и технологии строительства, провести нужные коммуникации (фокус — на скоростной Интернет и телефонию), придумать концепцию грамотного использования площадей. Сегодня в моде концепция открытых пространств, кабинетная система применяется лишь при определенных бизнесах, например юридических услугах.

По мнению экспертов, из семидесяти бизнес-центров Алматы лишь 5–10% отвечают современным требованиям арендаторов. «Сегодняшний арендатор — грамотный и профессиональный игрок на рынке, который чаще всего диктует правила игры по качеству помещений и условий работы»,— полагает Баян Куатова.

Также интересна для инвесторов гостиничная недвижимость, и прежде всего  в сегменте трех-четырех звезд. Деловая активность в Казахстане растет, мобильность бизнеса увеличивается, и спрос на этот сегмент будет расти.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом