Борьба за транзит

КТЖ сможет перехватить Apple при снижении стоимости фрахта

Борьба за транзит

Чтобы увеличить долю с 1 до 8% в транзитных перевозках грузов только из Китая в Европу через территорию Таможенного союза, Казахстан планирует инвестировать в логистику и транспортную инфраструктуру около 28 млрд долларов до 2020 года.

О таких планах национального перевозчика Блумбергу сообщил президент АО «Казахстан Темир Жолы» Аскар Мамин.

«Мы уже вовлечены в острую борьбу за международную перевозку товаров», - заявил глава КТЖ. Ранее Мамин сообщал, что только 3 млрд долларов будет вложено в постройку регионального логистического центра на границе с Россией для обработки грузового потока из Китая и Центральной Азии в ТС и дальше в Европу, а также в строительство рельсобалочного производства в этом же регионе. Строить региональный логистический хаб планируется в Актюбинской области.

У КТЖ более чем амбициозные планы: с помощью улучшенной инфраструктуры планируется «перехватить» перевозки таких компаний, как Apple, Ford Motor Co, Toshiba, Acer Computer International Inc, Suzuki Motor, Ford, Hewlett –Packard. Производства всех этих корпорации находятся в Синьцзяне - регионе Китая, примыкающем к Казахстану. 

Всего до 2020 года, по словам г-на Мамина, правительство РК планирует инвестировать в транспортную инфраструктуру до 58 млрд долларов; около половины из этой суммы уйдет на железные дороги, что, по расчетам, позволит увеличить вклад железнодорожных перевозок в ВВП с 7% до 12%. В общем, к этому времени ежегодный объем транзитных перевозок планируется увеличить до 36 млн тонн (с 17 млн тонн по итогам 2012 года), что должно приносить до 2,8 млрд долларов. В качестве бонуса Казахстан планирует к 2020-му подняться на 40-е (сейчас на 86-ом) место в индексе производительности логистики Всемирного банка.

«Экономический рост в Китае будет двигаться к западным и центральным регионам, что даст толчок для развития железнодорожного фрахта Казахстан», - сообщили в пресс-службе КТЖ. Основная цель – привлечь крупных клиентов: производителей электроники, компьютеров и запчастей.

На презентации специальной экономической зоны «Хоргос - Восточные ворота» представители топ-менеджемента КТЖ заявили о том, что у китайских грузоотправителей будет возможность получать услугу терминальной обработки и перегруза товаров по специальным тарифам. Кроме того, до 2015 года планируется закончить строительство 988-километровой железной дороги Жезказган - Бейнеу, которая позволит сократить расстояние для грузов, направляющихся из Китая по порта в Актау и дальше в Европу.

Аналитик по химии и транспорту “Райффайзен банка” Константин Юминов считает такие амбициозные планы вполне реалистичными при условии выполнения двух условий: облегчения прохождения груза на таможне и низкой стоимости фрахта.

“В принципе это реально, если обработка грузов и его передвижение будут хотя бы сопоставимы с перевозкой по морю. При этом стоимость тоже должна быть достаточно конкурентная. Сейчас стоимость морского фрахта довольно низкая, потому что сам рынок находится в не очень хорошем состоянии. Поэтому, несмотря на то, что по скорости все больше и больше сокращается разрыв между морским и железнодорожным транспортом, цена все же влияет”, - говорит эксперт.

По его словам, производители и поставщики товаров из Китая в Европу по-прежнему предпочитают море или воздух, потому что там до сих пор гораздо дешевле или быстрее. Он прогнозирует, что наибольшие организационные сложности у транзитеров через ТС могут возникнуть в таможенном оформлении: “Здесь, наверное, большие проблемы будут со стороны России. Казахстан - это же только часть пути: груз должен проехать через Россию, прежде чем попасть в Европу, а скорость обработки на таможне в обеих странах достаточно медленная”.

Соответственно, считает эксперт, нужно решить вопрос о том, где будет происходить оформление груза: на казахстанской границе или на российской. Если обе страны решат таможенные проволочки, то скорость будет конкурентна, но при этом с точки зрения стоимости, скорее всего, по-прежнему останется предпочтение в сторону моря. Ведь три страны должны договориться о единых транспортных тарифах. И может случится так, что суммарная стоимость перевозки одного контейнера из Китая в Европу получится дороже, чем отправить его морем.

При этом г-н Юминов подчеркивает, что стоимость транзита зависит не столько от самих железнодорожных операторов евразийской тройки, сколько от того, в какой форме находится рынок фрахта. “Например, сейчас, к сожалению, он находится в плохой форме. Это, конечно, хорошо для поставщиков, но плохо для перевозчиков”, - резюмирует он.

Сейчас железнодорожная перевозка груза из Китая в Европу через Казахстан занимает в среднем от 13 до 16 дней по цене 9400 долларов за контейнер; стоимость перевозки одного контейнера морским путем – 5600 долларов США за 45-60 дней.

Известно, что корпорация Apple для доставки продукции из Китая в Европу в большинстве случаев предпочитает морской путь. По подсчетам аналитиков Forbes, перевозка одного iPhone морским путем дает наценку в 1-1,5 цента США, в то время как воздушная доставка обходится покупателю в дополнительные 54 цента. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики