Молочный переполох

Представители Молочного союза Казахстана уверены, что торговые сети РК способствуют вытеснению отечественной продукции с казахстанского рынка тем, что создают более выгодные условия для импортной продукции

Молочный переполох

По словам сопредседателя Молочного союза Казахстана Аиды Сапаргазиновой, иностранные компании заходят на рынок Казахстана, используя методику «троянского коня»: вначале на рынок выставляется продукция с низкой ценой, которая мешает конкурентоспособности продукции местных производителей, и потом только поднимаются цены до рыночных.

“Мы не призываем казахстанцев покупать только продукцию  отечественного производителя, у каждого должно быть право выбора. Но мы должны свои границы защитить от недобросовестной конкуренции», – заявила г-жа Сапаргазинова.

Как рассказала представитель союза, отечественные торговые сети предоставляют более выгодные условия для импортного товара,  стоимость которого ниже отечественной продукции до 30%; следовательно, наценка торговой сети может быть более высокой.

В Молочном союзе предлагают установить контроль над недобросовестной конкуренцией. Для решения этой проблемы союз предлагает расследовать ситуацию с продажей товаров по искусственно заниженным ценам, создать систему контроля всей импортной продукции, ввести защитные пошлины и усилить на границе ветеринарный надзор.

Кроме того, представители союза настаивают на том, чтобы иностранных производителей молочной продукции обязывали указывать на этикетке информацию об использовании растительных жиров.

«В продукции зарубежных поставщиков содержатся растительные жиры, которые намного дешевле. И технологически проще такое молоко производить. Это касается не только молочного продукта в виде молока и кефира, а это касается мороженого и многих производных продуктов. Поэтому важно, чтобы была поддержка потребителей. Реальное содержание молочного продукта должно быть указано на упаковке», – добавил директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников.

Г-н Кожевников отметил, что зарубежные поставщики часто поставляют молочную продукцию с истекшим сроком годности. 

В сетях отметают обвинения в пособничестве импортерам, прибегающим к демпингу и недобросовестной конкуренции. Менеджер торговой сети ТОО «Скиф Трейд» Андрей Доровских сказал, что на прилавках магазина представлена вся продукция, как местная, так и иностранная. Другое дело - что жители сами не покупают отечественную продукцию. «Насколько я знаю, в Казахстане не хватает своего молока, и о каком вытеснении может идти речь? На полке стоит вся продукция, и нет такого, чтобы мы делали какие-то наценки», - подчеркнул г-н Доровских.

Аналитики также не склонны доверять алармизму молочников. Они видят в основе конфликта производителей и сетей малую эффективность отечественного молочного животноводства. Директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Ерлан Хасенбеков отметил также, что доля импорта в Казахстане носит либо стабильно высокий характер, либо растет в течение последних 10 лет.

«На данный момент Казахстан действительно является нетто-импортером по целому ряду жизненно важных продуктов питания, в том числе - по молочной продукции. По сухому молоку доля импорта составляет 94% от внутреннего потребления, по молочным продуктам – 24%, по обработанному молоку и сливкам -13%. Основные факторы, способствующие этой динамике – мелкотоварность животноводства, невысокая продуктивность, низкое качество продукции», - объяснил г-н Хасенбеков.

По его мнению, вытеснение отечественной молочной продукции с казахстанского рынка объясняется тем, что 88% скота в РК сосредоточено в личных подсобных хозяйствах, и в результате животноводство в стране носит мелкотоварный характер.

«Для сравнения: доля подсобных хозяйств в общем поголовье скота в России составляет 42%, в Белоруссии всего 5%. Более того: удельная доля КРС (крупного рогатого скота) с высокой молочной продуктивностью довольно низка. Сосредоточение производства сырьевой части молочной продукции в личных подсобных хозяйствах отражается как на качестве, так и на себестоимости молока, которая существенно выше стоимости молока, производимого крупными сельскохозяйственными формированиями. Это делает неконкурентоспособной стоимость всей производимой в стране молочной продукции, ведь 70% стоимости молочных продуктов приходится на сырье», - полагает эксперт.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, г-н Хасенбеков предлагает предпринять ряд комплексных мер, которые бы затронули всю цепочку создания молочной продукции, включая породное преобразование молочного стада, улучшение кормовой базы, укрупнение хозяйств, внедрение стандартов качества, модернизацию существующих молокоперерабатывающих предприятий.

«Ожидать роста конкурентоспособности казахстанской молочной продукции только лишь от проработки одного или двух факторов не приходится. Тем не менее, учитывая стратегическую важность этой продукции, а также активное вхождение на казахстанский рынок конкурентов по Таможенному союзу, этот вопрос требует самого пристального к себе внимания», - констатировал Ерлан Хасенбеков.

Сами представители молочного союза считают, что продукция местного производства должна занимать не менее 80% внутреннего рынка. Они напомнили, что несколько лет назад, когда только предполагалось образование Таможенного союза, эксперты выражали опасения по поводу возможного сокращения отечественного молочного рынка в республике, в связи с увеличением доли импорта.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности