ЮВА «зажигает»

ЮВА резко увеличит импорт нефти и сократит экспорт угля и газа

ЮВА «зажигает»

Международное энергетическое агентство (IEA) подготовило прогноз по десяти странам Юго-Восточной Азии (ЮВА) на два следующих десятилетия, до 2035 года. Энергопотребление в регионе резко вырастет. Страны региона станут значительно меньше продавать угля и газа и намного больше покупать нефти.

Через 20 лет - как в Японии сейчас Юго-Восточная Азия состоит из десяти государств, в которых живут около 600 млн человек. Из них более 20%, то есть каждый пятый житель, не имеют доступа к электричеству. Угля и газа в регионе более чем достаточно, а вот нефти, напротив, очень мало. Нет в ЮВА до сих пор и атомной энергии.

Импорт нефти странами ЮВА к 2035 году более чем удвоится, считают экономисты IEA в «Энергетическом прогнозе Юго-Восточной Азии», а экспорт угля и газа резко уменьшится. Энергопотребление региона в 2011 – 35 годах вырастет на 83% и сравняется с нынешним энергопотреблением Японии. Резкое увеличение энергопотребления объясняется экономическим подъемом, ростом населения, прогнозируемым на уровне почти 25%, и урбанизацией. IEA, представляющая 28 развитых стран -членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), не только констатирует факты и приводит цифры, но и дает рекомендации. Оно советует правительствам региона повысить эффективность использования энергии, чтобы справиться с новыми задачами и проблемами.

Тяжелый груз субсидий

Суммарное энергопотребление региона в течение двух предстоящих десятилетий увеличится почти вдвое: с 549 млн тонн нефтяного эквивалента до 1 млрд.

В результате перечисленных выше причин суммарный импорт нефти ЮВА к 2035 году превысит 5 млн баррелей в день. Сейчас, напомним, он составляет менее 1,9 млн. Таким образом, Юго-Восточная Азия станет четвертым импортером черного золота после Китая, Индии и Евросоюза.

«Учитывая рост спроса на энергоносители в странах АСЕАН,- заявила в интервью исполнительный директор IEA Мария ван дер Хувен,- думаю, очень важно будет разработать какой-то механизм хранения, а также механизм действия в чрезвычайных ситуациях. Таиланд сейчас работает над созданием стратегических резервов нефти. Об этом же думают и другие страны, включая Индонезию».

Больше всего тратить на нефть придется Таиланду и Индонезии. Расходы на черное золото увеличатся к 2035 году почти в три раза - до без малого 70 млрд долларов у каждой страны. Суммарные расходы всего региона на нефть, считают экономисты IEA, вырастут с нынешних 77 млрд долларов до 240.

IEA всегда выступало против субсидий на энергоносители, потому что это оказывает негативное влияние на рынки. В прошлом году ЮВА потратила на энергетические субсидии 51 млрд долларов. АСЕАН должен переориентировать субсидии так, чтобы они поощряли экономное энергопотребление, и затем постепенно от них избавиться. Это высвободит очень большие средства, которым нетрудно будет найти разумное применение.

Перемены затронут наиболее сильно Индонезию, главную экономику Юго-Восточной Азии. Этой стране придется приспосабливаться к резкому росту импорта черного золота и расходов на субсидии, огромным затратам на новые энергетические проекты и очень существенному увеличению внутреннего потребления индонезийского угля и газа. Рост внутреннего спроса резко уменьшит поступления от экспорта энергоносителей и неминуемо скажется на всей экономике страны.

Индонезия является и крупнейшим энергопотребителем региона. На нее приходится 36% от энергопотребления всей ЮВА. За Индонезией следуют Таиланд, Малайзия и Филиппины. Меньше всех энергии, как нетрудно догадаться, потребляет самое маленькое государство региона – Бруней.

Уголь всему голова

Уголь постепенно вытеснит газ и станет главным энергоносителем в Юго-Восточной Азии. Его доля в суммарном энергопотреблении увеличится к 2035 году до 49% с нынешних 31. В то же время доля природного газа упадет с нынешних 44% до 28. Экономисты IEA считают, что 40% необходимой дополнительной энергии к 2035 году будет покрываться за счет электростанций, работающих на угле.

Экспорт угля из региона увеличится с 220 млн тонн в 2011 году до 288 млн в 2020-м, после чего в течение следующих 15 лет вновь опустится до 217 млн тонн.

Индонезия, крупнейший экспортер угля в мире, находится в авангарде стран региона, которые планируют или уже строят электростанции, работающие на угле, чтобы воспользоваться тем обстоятельством, что стоимость его значительно ниже цен на другие виды топлива.

В прогнозе IEA, конечно, содержится предупреждение о том, что растущая зависимость от угля приведет к резкому росту выбросов двуокиси углерода в атмосферу. Особенно это относится к Индонезии, где доля энергии, произведенной за счет сжигания угля, вырастет с 44% в позапрошлом году до 66% в 2035-м.

Экономисты агентства прогнозируют почти двукратный рост выбросов СО2. Они превысят 800 млн тонн, но в пересчете на душу населения даже эта величина составит лишь 38% от среднего количества двуокиси углерода, приходящейся на жителя ОЭСР.

Экспорт газа вырастет к 2020 году совсем незначительно, до 68 млрд кубометров, но через 15 лет резко сократится - почти на три четверти! И здесь главная причина – резкий рост внутреннего потребления в главных производителях газа, Индонезии и Малайзии, и быстрое увеличение спроса во Вьетнаме, Таиланде и других странах региона. 

Экономисты IEA рассчитали и объем инвестиций в инфраструктуру Юго-Восточной Азии, необходимых для снабжения десяти стран региона ископаемым топливом в 2013 – 35 годах. Из 705 млрд долларов 205 млрд придутся на долю нефти, 460 – газа и 40 – угля. Почти половина инвестиций, 45%, придутся на Индонезию.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее