С облегчением!

Необходимых разрешений для МСБ станет еще меньше

С облегчением!

Министерство регионального развития (МРР) РК презентовало законопроект о внедрении новых принципов разрешительного законодательства. Эксперты отмечают, что принятие законопроекта позволит сделать разрешительную систему Казахстана открытой и прозрачной, что будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства.

В 2011 году количество разрешительных документов было сокращено на 30%. В 2012 году был принят закон, предусматривающий их сокращение еще на столько же, но это также не решало проблем бизнесменов. Согласно же новому законопроекту перечень разрешений был сокращен с 1137 выявленных до 865 - еще на 31%.

«Бизнес-сообщество пугало в основном не наличие разрешений, а сами процедуры, которые были с этим связаны. Необходимо было урегулировать вопрос: когда и кем принимаются те или иные разрешения», - рассказала предысторию Галия Шермухаметова, заместитель директора Алматинского филиала Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен».

Проект предполагает решить системные проблемы, возникшие в разрешительной системе: постоянное увеличение количества необходимых разрешений, неприменение оценки рисков в разрешительной системе, отсутствие единого подхода к выдаче разрешений и самого понятия «разрешение», как такового.

По словам заместителя директора департамента развития предпринимательства МРР Ерлана Бузурбаева, предложенный законопроект принципиально меняет подход государственных органов к введению разрешений.   

«Если раньше госорганы могли вводить разрешения своими ведомственными приказами, то новый закон эту процедуру усложняет. Любое разрешение сможет появиться только после включения его в закон. А до этого госорган будет обязан провести процедуру публичного анализа регуляторного воздействия конкретного разрешения. В рамках этого анализа чиновники должны обосновать необходимость введения разрешения, доказать, что затраты субъектов регулирования и государства на введение разрешения оправдываются тем положительным эффектом, который будет обеспечен после его принятия. Причем такому анализу подлежат не только вновь вводимые, но и действующие разрешения. Если будет доказано, что введение разрешения не обеспечило достижение целей госрегулирования, то его отменят», - говорит г-н Бузурбаев. - Также, согласно проекту, государственных служащих Казахстана могут обязать нести ответственность за ущерб от деятельности бизнесменов, которым они выдали лицензии».

Ранее предпринимателям приходилось сталкиваться с тем, что после совместно выработанного с госорганом решения на стадии согласования законопроектов чиновники отменяли их.

Кроме того, по словам Бузурбаева, законопроект предусматривает классификацию и категоризацию разрешительных документов, которые действуют по следующим принципам: баланс интересов потребителей, бизнеса и государства; обоснованность и эффективность введения разрешительного или уведомительного порядков; прозрачность деятельности госорганов; ответственность и справедливость наказания, а также свобода от коррупции.

Напомним: президент РК Нурсултан Назарбаев, озвучивая Стратегию «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства», подчеркнул, что предпринимательство является ведущей силой национальной экономики и поэтому необходимо создать все условия для развития малого и среднего бизнеса.

«Я поручаю правительству до конца первого полугодия 2013 года отменить все разрешения и лицензии, которые напрямую не влияют на безопасность жизнедеятельности граждан Казахстана, и заменить их на уведомления», - заявил тогда президент. - Нам необходимо выработать новую систему защиты прав потребителей, исключив для них многоуровневую систему принятия судебных решений».

В связи с этим при Министерстве регионального развития была создана рабочая группа, которая приступила к разработке проекта закона «О разрешениях и уведомлениях». Таким образом, в первую часть законопроекта вошел действующий Закон РК «О лицензировании», однако эта часть была доработана в связи с возникшими проблемами в сфере лицензирования. Во вторую часть полностью вошли положения об уведомлениях из Закона РК «Об административных процедурах», а третья часть стала регламентировать вопросы разрешительных процедур, не являющихся лицензиями.

Справка:

  • В 2007 году был принят Закон «О лицензировании», которым введен принцип «молчание – знак со­гласия», устанавливающий обязанность госорганов выдавать лицензию, и принцип «одного окна», то есть: если предприниматель подал заявление и ему не пришел письменный отказ, он может осуществлять свою деятельность.
  • В 2008 году была начата разработка Государственной базы данных «Е-лицензирование», полное внедрение которой завершено в 2012 году.
  • В 2009 году была принята Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2009–2011 годы, согласно которой отменено лицензирование более чем по трем­стам видам деятельности из тысячи.
  • В 2012 году одобрена Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы, предусматривающая разработку единого закона «О разрешениях и уведомлениях» на новых принципах и завершение автоматизации всех разрешительных процедур для бизнеса.
Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности