С облегчением!

Необходимых разрешений для МСБ станет еще меньше

С облегчением!

Министерство регионального развития (МРР) РК презентовало законопроект о внедрении новых принципов разрешительного законодательства. Эксперты отмечают, что принятие законопроекта позволит сделать разрешительную систему Казахстана открытой и прозрачной, что будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства.

В 2011 году количество разрешительных документов было сокращено на 30%. В 2012 году был принят закон, предусматривающий их сокращение еще на столько же, но это также не решало проблем бизнесменов. Согласно же новому законопроекту перечень разрешений был сокращен с 1137 выявленных до 865 - еще на 31%.

«Бизнес-сообщество пугало в основном не наличие разрешений, а сами процедуры, которые были с этим связаны. Необходимо было урегулировать вопрос: когда и кем принимаются те или иные разрешения», - рассказала предысторию Галия Шермухаметова, заместитель директора Алматинского филиала Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен».

Проект предполагает решить системные проблемы, возникшие в разрешительной системе: постоянное увеличение количества необходимых разрешений, неприменение оценки рисков в разрешительной системе, отсутствие единого подхода к выдаче разрешений и самого понятия «разрешение», как такового.

По словам заместителя директора департамента развития предпринимательства МРР Ерлана Бузурбаева, предложенный законопроект принципиально меняет подход государственных органов к введению разрешений.   

«Если раньше госорганы могли вводить разрешения своими ведомственными приказами, то новый закон эту процедуру усложняет. Любое разрешение сможет появиться только после включения его в закон. А до этого госорган будет обязан провести процедуру публичного анализа регуляторного воздействия конкретного разрешения. В рамках этого анализа чиновники должны обосновать необходимость введения разрешения, доказать, что затраты субъектов регулирования и государства на введение разрешения оправдываются тем положительным эффектом, который будет обеспечен после его принятия. Причем такому анализу подлежат не только вновь вводимые, но и действующие разрешения. Если будет доказано, что введение разрешения не обеспечило достижение целей госрегулирования, то его отменят», - говорит г-н Бузурбаев. - Также, согласно проекту, государственных служащих Казахстана могут обязать нести ответственность за ущерб от деятельности бизнесменов, которым они выдали лицензии».

Ранее предпринимателям приходилось сталкиваться с тем, что после совместно выработанного с госорганом решения на стадии согласования законопроектов чиновники отменяли их.

Кроме того, по словам Бузурбаева, законопроект предусматривает классификацию и категоризацию разрешительных документов, которые действуют по следующим принципам: баланс интересов потребителей, бизнеса и государства; обоснованность и эффективность введения разрешительного или уведомительного порядков; прозрачность деятельности госорганов; ответственность и справедливость наказания, а также свобода от коррупции.

Напомним: президент РК Нурсултан Назарбаев, озвучивая Стратегию «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства», подчеркнул, что предпринимательство является ведущей силой национальной экономики и поэтому необходимо создать все условия для развития малого и среднего бизнеса.

«Я поручаю правительству до конца первого полугодия 2013 года отменить все разрешения и лицензии, которые напрямую не влияют на безопасность жизнедеятельности граждан Казахстана, и заменить их на уведомления», - заявил тогда президент. - Нам необходимо выработать новую систему защиты прав потребителей, исключив для них многоуровневую систему принятия судебных решений».

В связи с этим при Министерстве регионального развития была создана рабочая группа, которая приступила к разработке проекта закона «О разрешениях и уведомлениях». Таким образом, в первую часть законопроекта вошел действующий Закон РК «О лицензировании», однако эта часть была доработана в связи с возникшими проблемами в сфере лицензирования. Во вторую часть полностью вошли положения об уведомлениях из Закона РК «Об административных процедурах», а третья часть стала регламентировать вопросы разрешительных процедур, не являющихся лицензиями.

Справка:

  • В 2007 году был принят Закон «О лицензировании», которым введен принцип «молчание – знак со­гласия», устанавливающий обязанность госорганов выдавать лицензию, и принцип «одного окна», то есть: если предприниматель подал заявление и ему не пришел письменный отказ, он может осуществлять свою деятельность.
  • В 2008 году была начата разработка Государственной базы данных «Е-лицензирование», полное внедрение которой завершено в 2012 году.
  • В 2009 году была принята Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2009–2011 годы, согласно которой отменено лицензирование более чем по трем­стам видам деятельности из тысячи.
  • В 2012 году одобрена Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы, предусматривающая разработку единого закона «О разрешениях и уведомлениях» на новых принципах и завершение автоматизации всех разрешительных процедур для бизнеса.
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее