Не зажигай и не гаси

Не зажигай и не гаси

Энергетическая интеграция стран ЕЭП проходит тяжелее, чем хотели бы того политики. При том, что остается масса нерешенных проблем нормативного и технического характера, партнеры по евразинтеграции до сих пор не пришли к тому, чтобы сблизить хотя бы стратегии развития своих энергосистем. Эти проблемы интеграции и наиболее вероятные сценарии ее развития стали предметом обсуждения экспертов из Казахстана и России в рамках проходившей 29 октября в Алматы конференции Power Kazakhstan-2013. Причем как российские, так и казахстанские специалисты считают более реалистичным в среднесрочной перспективе говорить лишь об отработке системы межгосударственной торговли электроэнергией.  

Исходя из карты распределения энергомощностей и потребителей тройки, Казахстан является регионом-экспортером электроэнергии. В рамках азиатской части ЕЭП Казахстан выглядит мощным производителем (в частности, Павлодарский топливно-энергетический комплекс) наряду с Канско-Ачинским ТЭК. Основные потребители же - это Урал с его крупными металлургическими и машиностроительными предприятиями, европейская часть России, где сконцентрировано около 60% всего экономического потенциала РФ, и Беларусь. Иными словами - в рамках единого рынка электроэнергии ЕЭП отечественные производители будут конкурировать с россиянами за часть их и белорусского рынка. "Казахстан и Сибирь будут представлять собой конкурирующие энергосистемы, потенциалы. И реализация этих потенциалов будет состоять в том, кто сможет предложить более дешевую электроэнергию", - считает член исполкома Электроэнергетического совета СНГ Георгий Кутовой.

Однако, по мнению г-на Кутового, чтобы интересы всех сторон в рамках единого рынка (главный акцент тут делается в контексте отношений “производители-потребители”) были согласованы, необходимо институционально укрепить структуру. "Важно системное, диспетчерское управление рынка стран ЕЭП. И оно должно быть выстроено так, чтобы интересы экономик объединившихся государств могли быть наиболее рационально мобилизованы для решения этих задач, - считает он. - И, мне представляется, без наднационального органа, без той структуры, которая бы координировала системных операторов двух стран, работать будет сложно".  

Г-н Кутовой вспомнил опыт координатора энергосистемы СЭВ "Мир", центральное диспетчерское управление которой располагалось в Праге, и предложил базировать наднациональный энергетический орган ЕЭП в Астане: "Здесь центральная точка транзита системы: Сибирь - Казахстан - Урал - страны Средней Азии. Это пространство должно содержать как можно меньше правовых барьеров, чтобы потребитель мог свободно выходить на поставщиков и заключать договоры с ними".

Директор департамента биржевой торговли и маркетинга АО "КОРЭМ" Ержан Мадиев подчеркивает, что процесс создания единого рынка будет не таким скорым, как это описывается в соответствующей концепции, поскольку между странами тройки еще очень много барьеров и вопросов, которые необходимо будет решать: различны рынки трех государств, их архитектура и правовая база.

Например, в России энергорынок состоит из нескольких уровней: непосредственно рынок электроэнергии и рынок электрической мощности. В РК работает только рынок электронергии, а рынок мощности будет запущен к 2016 году; балансирующий рынок запустят в рабочем режиме только с начала будущего года. Белорусский рынок представлен единственной вертикально-интегрированной компанией (“Белэнерго”), которая занимается выработкой, распределением и надзором одновременно.

"При решении внутренних проблем абсолютно никак не учитывается, что три страны будут работать на одном рынке", - акцентировал г-н Мадиев. - Каждая страна идет своим путем, параллельно, решая собственные проблемы самостоятельно, без оглядки на единый рынок ЕЭП.  Мы думаем, что на данном этапе страны не готовы к единому рынку. Это не означает, что ничего не нужно делать. К единому рынку следует идти небольшими шагами, используя все предпосылки сближения наших систем. На начальном этапе мы предлагаем начать межгосторговлю электроэнергией".  

По убеждению г-на Кутового, создавать единый энергорынок необходимо пошагово: "Сначала раскрываться в приграничных зонах, затем реанимировать транзит". С ним соглашается завотделом развития и реформирования энергетики Института энергетических исследований РАН Федор Веселов: "Нужно двигаться поэтапно, расширяя объемы трансграничной торговли, запуская отношения между производителями и поставщиками в приграничных регионах, затем переходя на уровень национальных площадок. И после этого, проведя гармонизацию систем, мы можем подойти к единому рынку. С нашей точки зрения, сейчас нехватает развертывания работы по оценке ожидаемого эффекта от этой интеграции, количественной оценки, моделирования эффектов".

К примеру, один из таких качественных эффектов - это выравнивание цен между странами, поэтому общеэкономический эффект нуждается в тщательном учете. "Казахстан потенциально может поставлять свою достаточно дешевую электроэнергию в Беларусь, может конкурировать на рынке Российской Федерации", - описал потенциал работы казахстанских энергетиков в едином рынке г-н Веселов. При этом он подчеркнул, что поставки казахстанской электроэнергии Минску могут быть не в интересах Москвы, поскольку дешевое электричество Астаны будет заменять российский газ. 

"К 2020 году страны могут выйти на режим торговли на национальных площадках. Мы можем быстро принять политические решения, но нам нужно перелопатить большой объем нормативной базы, в том числе и технической - это около полутора тысяч

документов. Страны торгуют уже сейчас, их задача - расширять объем торгов и количество торгующих сторон", - пояснил г-н Веселов "Эксперту Казахстан".

По его мнению, наднациональный орган - очень важная вещь, но важно также понимать задачи этого органа: он координирует или контролирует процессы в отрасли. "По опыту интеграционных объединений - чаще всего такие органы принимают функции координатора. Создать же орган-контролер, централизованно управляющий отраслью, на мой взгляд, будет сложно. И, мне кажется, это не очень эффективно. Что же касается координации, то некоторые органы у нас уже есть - это ведомство в Евразкомиссии. Если говорить об отдельном органе - это задача, скорее, на среднесрочную перспективу, чем на краткосрочную", - прогнозирует эксперт. 

Напомним: 9 октября этого года министр Евразийской Экономической комиссии по вопросам энергетики и инфраструктуры Даниал Ахметов сообщил, что единый рынок электроэнергии ЕЭП будет создан в три этапа. На первом - после гармонизации нормотивной базы и техрегламентов, а также с трансформацией некоторых вертикально интегрированных госкомпаний, произойдет расширение межгосторговли электроэнергией.

Второй этап - взаимное открытие доступа на национальные оптовые рынки и дальнейшая унификация норм и стандартов. На том же этапе необходимо сформировать наднациональные структуры и механизмы управления энергорынком: общую торговую площадку, агентство по взаимодействию-регулятора, системного оператора-координатора и ассоциацию операторов магистральных сетей.

«На третьем этапе национальные электрические рынки предполагается интегрировать в общий электроэнергетический рынок, - подчеркнул г-н Ахметов. -  Для чего должна быть завершена его нормативно-правовая база, организована биржевая торговля, создан клиринговый центр и другие органы управления. Кроме того, с целью управления межгосударственными магистральными сетями возможно создание оператора управления ими».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?