Стар и млад

В театре оперы и балета им. Абая состоялась премьера оперы Мукана Тулебаева «Биржан — Сара»

Стар и млад

Премьера оперы приурочена к 100-летию выдающегося казахского композитора и 20-летию компании PwC в Казахстане, оказавшей спонсорскую поддержку проекту. Как рассказал директор театра Габит Несипбаев, вначале предполагалось внести незначительные изменения, но затем было решено не реанимировать старое, а осуществить совершенно новую постановку. Правда, не позволял бюджет, но нашелся партнер — «ПрайсуотерхаусКуперс», финансово поддержавший замысел театра. Компания участвовала во всех этапах обсуждения, и в итоге сотрудничества родился новый спектакль, рассказал г-н Несипбаев. Режиссером-постановщиком спектакля стал народный артист Есмухан Обаев, которого директор театра назвал эмоциональным заводилой всего творческого процесса. Музыкальной частью заведовал «с энтузиазмом взявшийся за партитуру оперы» молодой дирижер-постановщик Ерболат Ахмедьяров.

Будущие корифеи

Директор театра подчеркнул, что постановка — в некоторой степени авантюра: «Мы замахнулись на классику репертуара и, естественно, где-то внутри испытываем определенные сомнения». Новыми являются не только музыка и общий сценарий, но и вся хореография спектакля, играющая немалую роль и в канонической постановке. За эту непростую работу взялась руководитель балетной труппы Гульжан Туткибаева. В спектакле занято много молодых исполнителей. Для художников по костюмам и декорациям Павла Драгунова и Софьи Тасмагамбетовой эта постановка стала первой в их профессиональной карьере. Помимо художников и дирижера-постановщика, молоды и солисты. Для Нуржана Бажекенова партия Биржана стала дебютной. В театре ее считают одной из самых сложных и сравнивают с партией Отелло. Со сценическим дебютом выступил и Талгат Кузенбаев в роли Жанботы. Руководство театра решило, что новые идеи, еще не зацикленный взгляд молодых на творческие проблемы только помогут новой постановке. «Нашей основной идеей было задействовать молодежный состав, чтобы молодое поколение проявило себя, особенно в этот сложный для театра момент, когда часть наших сотрудников ушла в новый театр (“Астана-Опера”. — “ЭК”). Это наши будущие корифеи, и мы решили вывести их на сцену»,— добавил руководитель театра. Энергия и мастерство молодых исполнителей была организована и направлена рукой умудренного опытом режиссера Есмухана Обаева.

Лошадью не ходи

Как считает Есмухан Обаев, Мукан Тулебаев предвидел, каким государством станет Казахстан. «Мы попытались воссоздать идеи великого творца, который и по сей день является нашим современником. Он боролся за то, чего сегодня мы уже достигли. На сцене — проблема человека, его любовь, его мечта, свобода и его право. Я очень рад тому, что сегодня с нами работает интересная художественно-постановочная группа. Это те художники, которые не повторяют, а ищут другую форму сценического варианта доступной сегодня и всемирно признанной сценографии. А сценография действительно очень интересна — начиная от декораций, костюмов и остальных театральных моментов, которые обогащают спектакль. Наш композитор Ерболат вытащил из старого, первого варианта материалы, созданные самим Тулебаевым. Никто его не редактировал и не подгонял», — отметил режиссер.

Как известно, этим летом состоялось открытие театра «Астана-Опера» с постановкой «Биржан — Сара». По словам Есмухана Обаева, отличие алматинской постановки от астанинской заключается в том, что в Астане работала другая постановочная группа во главе с режиссером-постановщиком Александровым, руководствовавшаяся иным подходом к постановке. По мнению г-на Обаева, астанинская версия выглядит «чересчур загруженной». «Даже манеры исполнения актеров различны и голосовое звучание тоже. Там даже выходит лошадь, а у нас лошади не найдете»,— пояснил отличия режиссер.

Если говорить об отличиях от постановки 1958 года в Москве, осуществленной в рамках казахской декады, то можно обнаружить принципиальные различия. Конечно, классика всегда придерживается канона в музыке, в характере постановки, но здесь можно сказать о новой интерпретации, о замысле режиссера и новом понимании своих ролей актерами. Правомерно говорить и о современных нюансах в новой постановке классической оперы, уверен режиссер. «С годами меняются и постановочные группы, и постановщики, да и поколение людей меняется, оперы тоже меняются вместе с ними. Вот, например, Курманбек Жандарбеков поставил сугубо народную, традиционную оперу, с чабанами с усами и бородой и так далее. А другой режиссер поставил оперу более подвижную, активно построенную на мысли, где люди хотят свободы и независимости»,— пояснил Есмухан Обаев.

Со своей стороны Габит Несипбаев добавил, что особенность новой постановки еще и в том, что это стопроцентный отечественный продукт, конечно, осуществленный при поддержке наших партнеров. «Мы подключаем творческие силы только своих людей. Мы никого специально не приглашали извне, ни на кого со стороны не ориентировались, отказались от уже сложившихся клише»,— подчеркнул директор.

Новое — забытое старое

Как известно, в опере «Биржан — Сара» казахские мелодии впервые зазвучали в формате классической музыки. Специфика переложения казахской народной музыки для исполнения оркестром, по мнению Ерболата Ахмедьярова, заключается в том, что казахская музыка не такая пентатоническая, как китайская музыка, ее вполне можно играть и исполнять классическими инструментами. Поэтому Мукан Тулебаев не просто представил казахские мелодии, а с помощью классических и джазовых основ он еще больше обогатил их, сделал еще красивее. «Найдено много непростых решений. Казахская музыка не может, как классическая, иметь квадратное строение. С помощью таких ритмов, как пять четвертей, восемь восьмых и тому подобное, казахские мелодии так грамотно встроены, что вы даже и не заметите чего-то несоразмерного. Все построено по квадратам. Мной была найдена партитура в архиве нашего театра, это вторая редакция 50-го года, сделанная самим автором оперы. Много было взято оттуда, этот материал был использован и в финале оперы. Партитуру написал своей рукой сам Мукан Тулебаев. Как сказал уже наш режиссер, новая музыка — это хорошо забытая старая. Написанная в 50-х годах, она актуальна и сегодня»,— отметил дирижер-постановщик. «Композитор был представителем Западного Казахстана, но он сумел объединить музыку с одного конца края Казахстана до другого. Там собраны и вокальные композиции, как домбровые, так и все остальные»,— добавил Есмухан Обаев.

Художник по костюмам и декорациям Павел Драгунов, режиссер Есмухан Обаев и управляющий директор PWC Дана Инкарбекова

Решать зрителю

Художник-постановщик Павел Драгунов подчеркнул, что в первую очередь необходимо было раскрыть как можно ярче созданные композитором музыкальные образы. «Совместно с режиссером мы обсуждали задачи, которые стояли перед нами еще в мае, полгода тому назад, и пришли к единому мнению, что нам нет необходимости создавать бытовую описательную фольклорную оперу, мы пошли путем минимализма, чтобы ярче раскрыть именно суть происходящего на сцене»,— рассказал он. Певцы Гульнара Сыкашева и Нуржан Бажекенов пришли на пресс-конференцию в костюмах своих персонажей. «Прошу обратить ваше внимание на костюм Сары, с эстетической точки зрения он выглядит прекрасно»,— привлек внимание публики г-н Несипбаев.

С точки зрения балетмейстера спектакля Гульжан Туткибаевой, говорить об успехе рано: итог будет подведен самими зрителями. «Хореографические фрагменты оперы не столь часты, но они очень значимы. Основной задачей было то, чтобы танцы вплетались в сам спектакль, чтобы они стали его частью. В старых постановках оперы, которые я просматривала, танцы и песни существуют как будто раздельно. Я попыталась объединить их в единое действие. Я взялась за это с опасением. Я — человек, которому проще поставить что-то свое, нежели переделывать старое. Если все будет смотреться на сцене гармонично, это значит, что наши задачи выполнены»,— считает балетмейстер.

Вдова композитора Дарига Тулебаева благословила начинания молодых художников и высказала пожелание, чтобы как можно скорее (пока она еще жива) осуществили оперную постановку поэмы «Козы Корпеш — Баян Сулу». Она также высоко отозвалась о моральных качествах своего мужа, редких в театральных кругах. «Мукан никогда не завидовал никому и был готов помочь каждому»,— подчеркнула г-жа Тулебаева.

Следующий год станет юбилейным, восьмидесятым годом для театра оперы и балета им. Абая. «Если сравнивать с театром, открывшимся недавно в Астане, то он совсем новый, малый ребенок, а наш — восьмидесятилетний, умудренный опытом старец. А к младшим всегда относятся с большим трепетом»,— добавил Габит Несипбаев. Есмухан Обаев выразил надежду, что «если говорить о статусе театров, то вполне вероятно, что алматинский театр справится с постановкой оперы лучше». «С одним приходом великих работников — дирижеров, режиссеров, художников-постановщиков — театр не становится театром. Утром приехал маэстро из Санкт-Петербурга, вечером продирижировал, а завтра он уже в Японии. Так театр не строится. В новом театре режиссер из Италии, дирижер из Санкт-Петербурга, и, несмотря на это, там после постановки “Биржан — Сара” образовалась пауза длиной в восемь месяцев. Нужно сохранять свой золотой фонд и передавать опыт следующему поколению. Я не думаю, что Большой театр только из-за одной постановки стал Большим театром»,— высказал свою точку зрения режиссер.

Орфей и Эвридика

Написанная Муканом Тулебаевым еще в 1946 году опера «Биржан — Сара» посвящена одной из выдающихся фигур в казахском песенно-поэтическом искусстве второй половины ХIХ века — эпохи, получившей название «Зар заман» («Скорбные времена»),— Биржану Кожагулову. Как пишет музыковед Тамара Джумалиева, тема искусства была присуща оперному жанру изначально, начиная еще с древнегреческого мифа о великом фракийском певце Орфее и прекрасной нимфе Эвридике. Тема искусства воплотилась не только в творениях выдающихся композиторов прошлого Я. Пери, Дж. Каччини, К. Монтеверди, К. Глюка, Й. Гайдна, Р. Вагнера, но и творцов ХХ века: А. Казеллы, Э. Кшенека, Л. Берио. Струнам золотой кифары Орфея, воспевающим любовь, верность, жизнь и искусство, внимали не только боги и безжалостные Эринии, но и оперный слушатель разных столетий, душа которого стремится навстречу очарованию песни. Тема, связанная с показом жизни творца, силы и бессмертия его искусства, становится одной из магистральных в творчестве казахских композиторов — А. Жубанова и Л. Хамиди, М. Тулебаева, С. Мухамеджанова, А. Жубанова, Г. Жубановой, Б. Джуманиязова.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности