Калейдоскопический нурсултанизм

Известный факт, что в своем политическом курсе Нурсултан Назарбаев ориентировался на опыт модернизационных проектов, реализованных многолетними лидерами Сингапура и Малайзии — Ли Куан Ю и Махатхиром Мохамадом.

Калейдоскопический нурсултанизм

Оба были патерналистами, выведшими свои государства из первого технологического уклада в пятый и шестой за несколько десятилетий. Или, выражаясь определением сингапурца, «из третьего мира — в первый». От Ли Куан Ю казахстанский лидер взял идею индустриализации, госхолдинга развития и пиетет перед иностранными инвестициями. У Махатхира казахстанский Елбасы не мог не почерпнуть идею региональных госкорпораций развития. Справедливости ради надо сказать, что индустриализация с ориентацией на экспортный потенциал при деятельном участии крупных корпораций, чеболей, реализовывалась и в Корее времен Пака Чон Хи.

Обычно система взглядов и политической практики в модернизируемых обществах отождествляется с политическим лидером. Так в политической науке появились кемализм, суньятсенизм, гандизм — они же стали идеологиями национального развития, национализма в научном смысле этого слова. В связи с опытом «азиатских барсов» иногда упоминают махатхиризм. Под этим чаще всего понимается политическая деятельность «в духе Махатхира»: «корпоративный национализм» (развитие прорывных секторов экономики через создание специальных корпораций), мусульманская интеграция и скептическое отношение к западным нормам в области прав человека.

Поскольку назарбаевский Казахстан своей 20-летней историей тоже явил предмет для изучения процесса модернизации (другой вопрос — оценка успеха преобразований), мы можем позволить себе говорить о «нурсултанизме» как о системе взглядов и действий нынешнего казахстанского президента и Лидера Нации. При этом надо заметить, что формировалась эта система взглядов в несколько иных геополитических и социально-экономических реалиях, чем в случае Сингапура и Малайзии. Модернизация проходила не в бедной на материальные и человеческие ресурсы периферийной экономике и расколотом этнически обществе, но в экономике полупериферийной с развитым минерально-сырьевым сектором и несырьевым сегментом, в условиях относительной однородности общества. И задачей на начальном этапе модернизации было не столько обеспечить научно-технологический прогресс, сколько не допустить регресса.

Тут же надо оговориться, что термин «нурсултанизм» с начала 2000-х имеет негативную коннотацию: западные аналитики ассоциируют его с термином «султанизм», обозначающим «постоянное, непредсказуемое и деспотическое вмешательство в общественную жизнь». Нурсултанизм ими отождествляется чуть ли не с культом личности, хотя надо признать, что подобные оценки строятся с ультралиберальных позиций, исключающих всякий релятивизм политических явлений.

В данном случае предлагается воспринимать нурсултанизм нейтрально, как одну из систем взглядов и моделей модернизации. Если говорить о базовых чертах нурсултанизма, то, соотнося их с проводимыми президентом экономической, внутри- и внешнеполитической, а также социальной политиками, можно выделить следующие десять:

  • Государственный монополизм в ключевых секторах экономики и институциональное оформление его в государственные холдинги, объединенные в свою очередь в макроинститут — Фонд национального благосостояния;
  • Сотрудничество с частным капиталом в освоении минерального комплекса, стремление привлечь его к финансированию несырьевых отраслей;
  • Индустриализм как основа официальной стратегии развития;
  • Поддержка малого и среднего предпринимательства; МСБ в роли сервисного сегмента;
  • Этноцентризм в формировании политической элиты и опора на ксеноэлиту в бизнесе;
  • Центристская социальная политика при периодическом усилении левой риторики;
  • Консервативная религиозная политика; комплиментарность в отношении многочисленных религиозных конфессий; подчеркнуто гражданский характер власти;
  • Отсутствие какого-либо экспансионизма во внешней политике;
  • Приверженность созданию региональных интеграционных объединений;
  • Использование странового пиара как основного метода внешней политики с опорой на международные организации и глобальные инициативы (энергетические, инфраструктурные, экологические).

В методологической основе нурсултанизма лежит практика заимствования зарекомендовавших себя моделей и схем организации социально-экономической системы и государственного аппарата. И хотя в основе любой модернизации лежит заимствование опыта (как правило, западного — вестернизация), нурсултанизм пока представляется примером, пожалуй, самой пестрой системы взглядов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее