Мы построим свой курорт

Редакционная статья

Мы построим свой курорт

На протяжении всего последнего десятилетия государство пытается развивать туризм. В стране принималось множество программ стимулирования этой отрасли, как общереспубликанских, так и отдельно по регионам. Но, увы, пока эти программы не дали каких-либо ощутимых результатов. Турпоток, хотя точнее будет это назвать количеством прибывающих в Казахстан, согласно статистике растет. Однако происходит это не оттого, что действуют программы, а потому что наши ресурсы привлекают инвесторов. И последние будут приезжать к нам вне зависимости от того, будут ли выделяться миллиарды долларов на развитие имиджа Казахстана как туристической Мекки и появится ли у нас новый горнолыжный комплекс мирового класса.

Бесспорно, наличие такого комплекса может стать прекрасным дополнением к бизнес-поездкам. Но станет ли посещение нашего курорта самоцелью для иностранных туристов — вопрос открытый. Все будет зависеть от качества исполнения. Пока на бумаге все выглядит идеально, если не учитывать, что несколько преувеличенными выглядят цифры и то, что акимат, убеждая всех в том числе и в социальной направленности проекта, выбирает в качестве ориентиров одни из самых дорогих и фешенебельных горнолыжных курортов мира. Как мы сможем конкурировать с этими центрами горнолыжного туризма, которые развивались десятками, а то и сотнями лет? Ведь недостаточно построить лишь высококлассные трассы и отели. Необходимо изменить отношение к туристической отрасли в нашей стране. Пока она не будет восприниматься как индустрия гостеприимства, большого наплыва туристов в Казахстан ждать наивно.

Пока же турпоездка к нам скорее похожа на бег с препятствиями, с которыми турист сталкивается уже на этапе получения визы. И до финиша добегает лишь самый целеустремленный «спортсмен». Благо дело, и желающих приехать немного, да и едут они лишь по делам или чтобы насладиться местной экзотикой. А потому все мытарства воспринимаются как ее — экзотики — неотъемлемая часть. Но вряд ли захочет мириться с таким колоритом человек, решивший провести свой зимний отпуск не в Альпах, а в горах Заилийского Алатау. Поэтому, чтобы достичь целей, поставленных властями, нужно начинать не со строительства курорта, а с выстраивания правильных отношений между нашим государством и иностранным туристом.

В целом авторы проекта строительства крупного горнолыжного курорта в алматинских горах понимают, что для развития туристической отрасли придется осуществить ряд существенных реформ. И одного красивого проекта здесь мало. Идея этого строительства вызвала существенный резонанс в обществе и в СМИ (прежде всего на локальном уровне). С одной стороны, алматинские любители горного отдыха сами не отличаются бережливым отношением к природе. И идея появления у местных гор какого-то «менеджера», который следил бы за порядком, выглядит интересной. Например, если вы решите совершить пешее путешествие в Альпах, вы получите на руки буклет с возможными маршрутами (где будут указаны все его характеристики), сможете присоединиться к группе, на пути вас будут ждать указатели, беседки и даже шале для ночевки. Правда, там все это создается на деньги самих путешественников, которые делают скромные взносы, будучи членами соответствующих клубов. Помимо горнолыжных трасс проект развития туризма будет включать и создание такой инфраструктуры. Общественность же беспокоит, что в Казахстане все будет выглядеть не так красиво. Видя, как варварски застраивается тот же Иле-Алатауский национальный парк и прочие ущелья (в Тургеньском, например, под частные нужды отдали целое озеро), горожане вполне резонно опасаются, что красивый на словах проект превратится в массовую застройку огромной горной территории с целью получения максимальной коммерческой выгоды. И с деревьями, реками, и экологией в целом никто в таком случае особо церемониться не будет. Тогда международные туристы, которые все больше ищут дикие места для отдыха, уже тем более мало заинтересуются алматинским Куршавелем.

Возможно, пора уже перестать пытаться догнать и обогнать быстроногую Америку, Швейцарию, Францию и предложить миру какой-то свой уникальный продукт. Например, пеший туризм, может, и не такой доходный, как горнолыжный, но у нас есть все условия, чтобы его успешно развивать. На это даже не понадобится больших инвестиций, нужна только решимость. Проблема в том, что пока инициативы исходят от коммерсантов, да и чиновники склонны внимать новым идеям, только если те сулят хорошие доходы.

Но даже если смотреть с коммерческой точки зрения и поверить, что к нам приезжать будут в основном лыжники из Сибири, Кореи и Китая (хотя китайцы, к слову, строят свой огромный горнолыжный курорт в Синьцзяне), возникает вопрос, как этот проект будет внутренне устроен. На Западе инфраструктуру строит государство, как предполагается и у нас. Но вот рядом с подъемниками гостиницы возводят уже разные компании. В результате жесткой конкуренции сегодня двухместный номер в шале с питанием в австрийских Альпах стоит около 50 евро, дневной абонемент на подъемники с общей протяженностью трасс в 300 км — 30 евро. Итого примерно 16 тыс. тенге на человека. У нас же на Шымбулаке самый тесный номер обойдется в 20 тыс. тенге. Дневной абонемент в будний день стоит 5 тыс. тенге. Парковка — тысяча. Если и на Кок-Жайляу искусственная монополия будет удерживать такие же цены, иностранный турист точно будет облетать нашу республику стороной.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности