Жизнь после детдома

Жизнь после детдома

В Казахстане насчитывается около 37 тыс. сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство проявляет заботу о них, открывая детские дома и интернаты. Дети сыты, одеты, обуты; при необходимости их лечат; учат в школах, обеспечивают телевизорами и даже компьютерами, водят в музеи и театры, вывозят в лагеря отдыха и санатории. И при всем том итог государственного попечительства весьма печален. По оценкам экспертов, 60 % девушек, вышедших во взрослую жизнь из стен этих учреждений, становятся «ночными бабочками», а 70 % юношей - преступниками.

Дорогой самообман

По заказу общественного движения «Ребенок должен жить в семье» было проведено исследование о действующей системе социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Казахстане. Исследование показывает, что, во-первых, детские учреждения интернатного типа (ДУИТ) вместо социализации сирот порождают дополнительные расходы, продлевая сроки удержания выпускников в так называемых институтах попечения: домах юношества и домах молодежи. Программа продления социального попечения сирот с 18 до 27 лет приводит к увеличению расходов на одного воспитанника, порядка 20 млн тенге, но не решает вопрос его адаптации к жизни в обществе.

Во-вторых, система непрозрачна: в публичном доступе нет данных о количестве детей, оставшихся без попечения родителей, о количестве выпускников, устроившихся на работу, поэтому судить об эффективности государственных расходов очень сложно. Отметим, что в Казахстане на одного ребенка-сироту в месяц выделяется из государственной казны чуть более 1000 долларов.

В-третьих, отсутствует единая социальная политика в отношении семьи и ребенка.

«ДУИТ не имеет четких индикаторов и критериев своей эффективности, как института социализации детей-сирот, что само по себе безответственно как по отношению к детям, так и обществу в целом. Действующая система в принципе не ориентирована на подготовку своих выпускников к активной социальной жизни», - отмечается в исследовании.

В действующей системе, считают эксперты, минимизирована работа с неблагополучными семьями с точки зрения профилактики социального сиротства, в результате у детских домов и интернатов нет недостатка в новых воспитанниках.  

«Когда мы говорим о детских учреждениях интернатного типа, - даже при условиях, что там ребенок сыт, одет, ему предоставляется лучшее медицинское обслуживание,  - формат этих учреждений не дает возможности ребенку получить индивидуальный подход и социализацию», - говорит директор филиала фонда «Дара» в Астане Мадина Бакиева. - Плюс к этому жизнь детей в таких учреждениях на бытовом уровне зарегламентирована. Питание ребенку предоставляется в столовой, его одежда постирана – и у него просто нет возможности почувствовать настоящую жизнь с бытовой точки зрения, которую мы с вами наблюдаем каждый день. Не говоря уже о том, что они не умеют коммуницировать с людьми из внешнего мира, потому что мало с ними общаются. В этом и есть функциональная ограниченность таких интернатов».

Детям - семью

Для решения этих проблем ОД  «Ребенок должен жить в семье» предлагает закрыть в Казахстане детские дома и превратить часть из них в центры поддержки семьи, что позволит повысить социальную адаптацию детей-сирот и сэкономить бюджетные средства.

Очевидно, что в наши дни по-прежнему жив стереотип советской системы детдомов с общегосударственной программой поддержки сирот, когда их обеспечивали жильем, устраивали на работу на заводы и фабрики. Сегодня всего этого нет, и детдомовцы вынуждены самостоятельно выбиваться в люди.

«Воспитание ребенка в семье осуществляется на примере социальных ролей, и это происходит в ежедневной жизни семьи. Ребенок приобретает знания и навыки, которые ему необходимы для дальнейшей жизни, - продолжает г-жа Бакиева.  – В советское время это было не так заметно, но сегодня, когда действует рыночная система, человек должен полагаться только на себя. Успешная жизнь зависит от объема приобретенных навыков, и в зависимости от того, насколько они развиты, настолько эффективно человек может принимать решения и достигать высоких результатов. Сейчас нет обязательного образования, нет обязательного трудоустройства, и к этим условиям, к сожалению, выпускник детского дома не готов».

ОД также предлагает, изменить принципиальные подходы и приоритеты в системе социальной защиты семьи и детства, развивать социальные услуги, ориентированные на семью и ребенка, а также определить единый институциональный орган на республиканском уровне, который будет нести комплексную ответственность за эффективность работы в сфере профилактики социального сиротства и социализации выпускников ДУИТ.

Без права выбора

По окончании девятого класса девять из десяти воспитанники детдомов продолжают обучение в ПТУ (профессионально-технические училища). Высшее образование сиротам практически недоступно: только 2% выпускников детдомов поступает в вузы (по льготе), и большинство из них  отчисляются после первой сессии. Еще незавиднее участь выпускников коррекционных школ. Свидетельство об окончании коррекционной школы   автоматически исключает возможность получения среднего общего и/или среднего профессионального образования и сильно ограничивает получение начального профессионального образования. Круг специальностей для них определен: маляр-штукатур, повар, закройщик обуви и тому подобное. Детям из психоневрологических интернатов никаких документов не выдается, об их дальнейшем обучении речь  вообще не идет, и в возрасте 18 лет их переводят во взрослые интернаты на пожизненное проживание.

«Получить образование для таких детей очень сложно. У большинства из них плохая успеваемость; исключения бывают, но очень редко, так как у таких детей очень слабая мотивация. У них нет наставников - один воспитатель на 20 человек, который не может обеспечить индивидуальный подход к детям. Накладываются психологические проблемы: сознание, что их бросили родители. Все это сказывается на личностном развитии, - резюмировала Бакиева. - В основном они оканчивают, как правило, 9 классов, лишь единицы доходят до 11-го. В связи с этим выпускники не сдают ЕНТ, а значит - упускают возможность воспользоваться теми льготами, которые предоставляет им государство при поступлении в высшие учебные заведения. После 9 класса они выбирают колледжи, у которых есть общежития и которые готовы принять их по квоте. А это очень узкий набор специальностей, на рынке труда их шансы минимальны». 

Альтернатива - семейные дома

Самая большая проблема госучреждений, как отмечают многие эксперты, – это невольное воспитание потребительского, иждивенческого отношения к жизни и полное отсутствие самостоятельности. В частном семейном детском доме основной упор воспитательного процесса делается на труд и способность опираться в жизни на самого себя и собственные силы. Но, по словам руководителя общественного фонда «Центр комплексной поддержки семьи «Семейная Академия» Шолпан Байболовой, даже семейные дома со всеми их преимуществами не могут до конца решить проблему  социализации детей.

Тем не менее она уверена, что Казахстану сегодня не обойтись без частных детских домов; государство должно их поддерживать, в том числе финансово, а пока никакой помощи они не получают. Здесь принимают всех детей без исключения, однакооптимальное количество детей, проживающих в доме семейного типа - не более десяти, в противном случае семейные дома  ничем не будут отличаться от государственных ДУИТ. 

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?