«Эксперт РА Казахстан»: рынок банкострахования Казахстана требует усиления конкуренции

«Эксперт РА Казахстан»: рынок банкострахования Казахстана требует усиления конкуренции

27 марта 2012 года состоялся круглый стол «Банкострахование в Казахстане», организованный рейтинговым агентством «Эксперт РА Казахстан». Главными темами «круглого стола» стали перспективы развития конкуренции на рынке банкострахования, роль страхователей в развитии конкуренции и целесообразность введения аккредитации страховых компаний при банках.

Заместитель генерального директора «Эксперт РА Казахстан» Арман Жахин отметил, что несмотря на введение законодательных поправок о невозможности ограничения заемщиков в выборе страховой компании при получении кредита, достичь цели по развитию конкуренции на рынке банкострахования в полной мере так и не удалось. По мнению эксперта, для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо решить ключевые проблемы рынка: навязывание банками услуг определенных страховых компаний и низкий уровень осведомленности заемщиков о свободном выборе страховщика.

[inc pk='1224' service='media']

Говоря о масштабах и динамике рынка, начальник управления методологии пруденциального контроля и надзора Нацбанка РК Даурен Салимбаев отметил, что объем премий по договорам страхования, связанным с заемными операциями, вырос в 2011 году на 86% и составил 17,3 млрд тенге. При этом большую часть рынка, по словам представителя НБРК, формируют только три страховые компании, на всех остальных страховщиков приходится незначительная доля рынка.

Управляющий директор по корпоративному бизнесу АО «Нефтяная страховая компания» Айдар Аукенов отметил, что законодательные поправки оказали влияние на рынок, что выразилось в расширении перечня страховщиков, с которыми некоторые банки ведут сотрудничество при предоставлении кредитов, а также повышении внимания заемщиков к страховым продуктам, сопутствующим кредитованию.

[inc pk='1225' service='media']

В свою очередь председатель правления АО «СК «Лондон-Алматы» Ергали Бегимбетов сообщил, что конкуренция на рынке банкострахования проявляется, но ее масштабы незначительны, так как число банков, которые предоставили доступ к своей клиентской базе, небольшое, кроме того, их доля на рынке кредитования невысока. Крупнейшие же кредитные учреждения не заинтересованы в предоставлении доступа к своим заемщикам прочих страховых компаний, кроме дочерних, либо банки берут страхование рисков на себя и страхуют их в дочерних компаниях. При этом нередки случаи, когда тарифы по вмененному страхованию существенно завышаются.

Как отметило большинство участников «круглого стола», сами заемщики играют незначительную роль в распределении премий на рынке банкострахования. Причины этого заключаются либо в неосведомленности о свободном выборе страховой компании, либо в отсутствии интересов получить выгодные условия страхования, потому как область интересов заемщиков ограничивается только получением кредита. В то же время, по словам директора департамента защиты прав потребителей финансовых услуг комитета по финансовому надзору НБРК Ляззат Усенбековой, число жалоб заемщиков о навязывании услуг определенных страховых компаний в 2011 году значительно снизилось и составило всего три.