В надежде на лучшую долю

Социальная сеть Twitter намерена привлечь 1,4 млрд долларов в рамках первичного публичного размещения акций. Хотя, признают эксперты, оценка эта консервативная и желающие приобрести акции компании найдутся, к такому приобретению стоит отнестись осторожно: вполне вероятно, что IPO Twitter повторит судьбу размещения Facebook, по крайней мере в первые дни после выхода на рынок

В надежде на лучшую долю

Социальная сеть Twitter намерена привлечь 1,4 млрд долларов в рамках первичного публичного размещения акций на открытом рынке, которое пройдет на Нью-Йоркской фондовой бирже. Для этого ей нужно убедить инвесторов в своей способности обрабатывать 500 млн твитов от 230 активных млн пользователей в день и конвертировать их в стабильную прибыль. Акции Twitter будут котироваться на бирже под символом TWTR.

Напомним: Twitter – это социальная сеть, работающая в режиме реального времени. Пользователи публикуют истории, идеи, точки зрения и новости в тех областях, которые им интересны, при помощи коротких сообщений, которые называют твитами. Длина твита – не более 140 символов, но «даже в столь маленьком сообщении можно сказать о многом». Компания планирует продать 70 млн акций по цене от 17 до 20 долларов каждая, так что в общей сложности капитализация компании составит порядка 10,9 млрд долларов, если считать вероятную прибыль по верхней части диапазона размещения. Это дешевле, чем Facebook и LinkedIn.

Инвесторам будет предложено порядка 13% акций всей компании. Благодаря этому размещению Twitter намерен стать самой большой выходящей на биржу интернет-компанией с 2012 года, когда IPO провел Facebook. Полученные средства Twitter планирует использовать на так называемые общие корпоративные цели, включая оборотный капитал и операционные расходы, а также для приобретения или модернизации технологий.

При размещении Twitter намерен избежать судьбы Facebook. В ходе своего IPO, которое компания провела в прошлом году по цене 38 долларов за бумагу, Facebook получил около 16 млрд долларов. Однако практически сразу цена акций упала ниже уровня размещения и больше к нему не поднималась. Завышенные ожидания в отношении компании привели к падению бумаг и даже к подаче исков в суд акционерами, потерявшими в связи с этой историей деньги.

Эксперты признают, что если IPO Twitter будет успешным, это поможет «стереть послевкусие», которое до сих пор ощущается от размещения Facebook; оно довольно сильно навредило акциям компаний так называемого потребительского интернета.

После этого размещения инвесторы сдвинули акцент в размещении средств на технологичные компании, которые продают свою продукцию другим предприятиям, отмечает Нихала Мехта, основатель LocalResponse. «Twitter поможет росту интереса ко всем другим рекламно ориентированным компаниям потребительского сектора»,  полагает эксперт.

В рамках раскрытия информации о предстоящем размещении компания опубликовала ряд своих финансовых показателей. Так, в первом полугодии 2013 года Twitter продемонстрировал убыток в размере 69 млн долларов. В то же время общий доход компании составил в этот период 254 млн долларов. И хотя  в целом доходы Twitter с 2010 по 2012 годы выросли более чем в 10 раз, с 28 млн до 317 млн долларов, компания еще ни разу не приносила прибыль. 85% поступлений в прошлом году компания получила от рекламы, главным образом - на мобильных платформах.

Главный исполнительный директор компании Дик Костоло делает ставку на популярность сервиса для мобильных телефонов, что, по его мнению, поможет заманить рекламодателей. Около трех четвертей из самых активных пользователей Twitter заходили в третьем квартале этого года по сравнению с 69% в аналогичный период прошлого года. При этом более 70% доходов от рекламы приносят именно эти пользователи; это значительно выше, чем у Facebook.

Возможно, мы увидим негативную динамику после размещения акций компании микроблогов, что будет вполне естественно, так как первичное размещение является, пожалуй, единственной возможностью для крупных инвесторов приобрести более или менее значимые пакеты, говорит начальник отдела доверительного управления Абсолют Банка Иван Фоменко. Но то, что интерес сохраняется, является нормальной ситуацией, т.к. инвесторы склонны проявлять повышенный интерес к акциям тех компаний, которые им очень хорошо знакомы. Многие инвесторы пользуются сервисом Twitter, поэтому возникает ощущение понятности компании. Типичная ситуация: гораздо приятнее приобретать акции компании, с чьим сервисом человек знаком и пользуется ежедневно, нежели бумаги перспективной быстро растущей компании, производящей, например, биоматериалы для фармацевтики. Этим и объясняется такой высокий интерес инвесторов к компании, которая просто быстро растет, но пока неспособна адекватно монетизировать свои достижения.

Как напоминает эксперт, долгое время Twitter отказывался от размещения своих акций, видимо, осознавая, что на слабом рынке акций он не сможет привлечь значительный интерес. Однако сейчас, когда американский индекс S&P500 находится вблизи исторических максимумов, акционеры компании посчитали, что время для размещения идеально. Но в то же самое время Иван Фоменко не рекомендует инвестировать в акции компании прямо сейчас. Это связано не только с ее слабыми фундаментальными показателями (на которые, наверное, сейчас никто не обращает внимания), но и с общим состоянием американского рынка акций, где, очевидно, продолжает царить эйфория. Единственный фактор, который может выступить в защиту компании, - это ожидаемый значительный рост ее финансовых результатов, который может случиться при успешной реализации всех задуманных схем монетизации сервисов.

У компании уникальное положение, она является своего рода монополистом на рынке, который используется как для личного общения, так и для организации политических и социальных флеш-мобов, соглашается управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. Кроме того, компания разрабатывает сервисы для размещения рекламного контента в мобильных приложениях, что должно привлечь новых рекламодателей и повысить инвестиционную привлекательность площадки. Такие сервисы сейчас на подъеме, о чем говорит резкий рост акций Facebook.

Оценку IPO Twitter можно назвать консервативной, поскольку еще в августе справедливая оценка самой компании определяла стоимость акций 20,62 долларов, а на вторичном рынке диапазон цен для этих бумаг составлял 26-28 долларов, отмечает заместитель директора аналитического департамента компании Альпари Дарья Желаннова. Текущий диапазон для акций - 17-20 долларов, то есть вероятность обвала сразу после размещения, как это было с акциями Facebook, мала.

Вместе с тем, считает она, компания не выглядит интересной для инвестирования. У нее чистый убыток в третьем квартале составил 64,6 млн долларов, годом ранее - 21,6 млн. Пока неясно, когда эта ситуация поменяется. Акции могут быть названы «модными» и заинтересовать недальновидных инвесторов  для краткосрочных вложений. Важным «звоночком» при принятии решения должны быть новости о том, что основные руководители и члены совета директоров потихоньку сокращают свои доли в Twitter. Да и в целом компании, которые не обладают значительными основными фондами, не выглядят надежными объектами для вложений, заключает Дарья Желаннова.

И все же Twitter – это вторая по популярности социальная сеть в мире, и после прошедших IPO Facebook и Linkedin такой шаг компании видится вполне логичным, возражает аналитик «БКС Форекс» Дмитрий Тремасов. Эксперт считает, что IPO, скорее всего, пройдет удачно.  Во-первых, заявлен довольно осторожный ценовой коридор. Справедливая оценка почти совпадает с верхней планкой ценового диапазона размещения – 17-20 долларов за акцию. Во-вторых, если Facebook только после IPO начала делать упор на стремительно растущую аудиторию мобильных устройств, то у Twitter ставка изначально делается на этот сегмент, привлекательный с точки зрения монетизации, хотя очевидно, что Twitter еще предстоит выдержать конкуренцию на рынке мобильной рекламы со стороны таких гигантов, как Google и Facebook.

В-третьих, спустя год после публичного размещения Facebook стало понятно: инвесторы склонны верить в коммерческий потенциал социальных сетей. Скорее всего, ожидает эксперт, после IPO Twitter начнет более активно внедрять мобильные приложения и сервисы, в том числе локальные («твитты» рядом с вами), ориентированные на предоставление информационного, развлекательного контента и рекламы в реальном времени. 

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?