Никто не хотел отвечать

Бизнес и чиновники никак не договорятся о страховании строительных рисков, несмотря на важность этого вопроса для активизации жилищного строительства

Никто не хотел отвечать

На заседании правительства  22 октября руководитель строительного холдинга BI Group Айдын Рахимбаев посетовал на тяжелую участь отрасли, ставшей заложницей банков, поскольку   действующий закон «О долевом строительстве» больше защищает интересы банков, чем строителей. Возможности застройщиков по привлечению долевых средств ограниченны. Банковские же кредиты - дорогие, поскольку банки сами получают средства под высокий процент. В итоге строители остались на «голодном пайке» и настоятельно требуют как можно быстрее решить проблему с их финансированием.

Правительство само заинтересовано в «перезапуске» рынка жилищного строительства с учетом мультипликативного эффекта массового строительства жилья для расширения производства и роста доходов в десятке отраслей. А весомым мерилом эффективности работы правительства является, прежде всего, экономический рост, в котором строительство сейчас занимает 6%, а каких-то 5-7 лет назад было даже 15%.

Поэтому правительство решает обе проблемы (ипотеки и дольщиков) одновременно. Глава кабинета министров  Серик Ахметов уже предложил провести Совет по экономической политике и обсудить вопросы развития ипотеки в Казахстане, подключив к работе популярный ныне холдинг «Байтерек».

Что же касается дольщиков, то ситуация здесь не такая простая. «Отдавать» дольщиков строительным компаниям правительство без гарантий не хочет: в памяти еще свежи их протесты в связи с остановленными стройками и откровенным мошенничеством некоторых компаний. На достройку объектов государство уже затратило из бюджета 461,3 млрд тенге

Чтобы уравновесить интересы строителей и потребителей, Министерство регионального развития (МРР) инициировало разработку механизма защиты дольщиков через страхование ответственности застройщика. Планировалось, что главные риски дольщиков – банкротство застройщика и срыв сдачи объекта в срок – будут покрываться страховым полисом. Главный вопрос, на который пока никак не может ответить МРР, звучит так: кто же будет покрывать эти риски, учитывая, что почти все строящиеся объекты сдаются с опозданием и несут в себе стопроцентный риск наступления страхового случая.  

По идее чиновников из этого министерства, выполнять свое предназначение должны страховые компании. Последние же не горят желанием брать на себя ответственность за бесхозяйственность и управленческие промахи строителей. Если мнение страховщиков не учтут и предложение Минрегионразвития будет принято только потому, что поджимают сроки, – есть все шансы, что страхование строителей встанет в один ряд со страхованием растениеводов. Их риски сегодня никто не страхует – СК дружно сдали лицензии на этот вид страхования, потому что это коммерчески невыгодно. В итоге мы придем к тому, что механизм по дольщикам разработают – закон примут, но работать он не будет.

Предвидит такое развитие событий и Национальный банк: как регулятор, собирающий со страховых компаний финансовую и производственную отчетность, он прекрасно видит, в отличие, например, от МРР, реальные возможности страхового рынка.

Возникает интрига: поддержит ли новый глава Национального банка Кайрат Келимбетов позицию своего предшественника Григория Марченко, считавшего, что местные страховые компании “не тянут” в финансовом плане огромные риски долевого строительства?

Пока что Нацбанк предложил компромиссный вариант: создать фонд гарантирования. Если с механизмом прямого страхования все понятно, то с тем, что из себя представляет фонд гарантирования, ясности нет. Чиновники не комментируют, а журналисты не спрашивают. А зря, поскольку это также тупиковый для дольщиков путь.

Фонд гарантирования – даже не госструктура, в лице которой государство в случае необходимости сможет ответить по обязательствам застройщиков.  Фонд гарантирования – это общество взаимного страхования, суть которого в том, что члены общества, в данном случае застройщики, создают денежный пул для покрытия будущих убытков.

«Если создадут фонд гарантирования, то всех застройщиков обяжут туда вносить деньги. Эти деньги будут лежать, как в нашем Национальном фонде. Если между дольщиком и застройщиком появятся какие-то вопросы, то этот фонд должен возместить», - сообщил заместитель председателя Нацбанка Бисенгали Таджияков агентству КазТАГ. При этом, г-н. Таджияков уточнил, что, скорее всего, в капитале фонда государство не будет участвовать.

На самом деле специфика обществ взаимного страхования - в том, что их создают и администрируют сами участники. Здесь возникает риск оптимизации затрат, когда тарифы страхования специально занижаются. Если застройщики сбросятся по 1-2% от стоимости своих объектов (а платить больше вряд ли кто сможет: деньги связаны расходами по строительству), то собранных средств не хватит для покрытия убытков. В случае дефолта застройщик получит все те же 1-2% в денежном эквиваленте, при условии, что административный аппарат взаимного общества не проест эти средства. Так что говорить о полноценной защите дольщиков в этом случае вряд ли возможно. Но Нацбанк будет нести лишь моральную ответственность за свое предложение. Как финансового регулятора  проблемы названного общества его волновать уже не будут. Закон «О взаимном страховании» вот-вот прекратит свое существование, и эти структуры выйдут из-под надзора регулятора.

Была в свое время идея создать государственную страховую компанию на базе Казахстанского фонда гарантирования ипотечных кредитов («дочке» Нацбанка). В проекте республиканского бюджета на 2014 год даже зарезервировано 10 млрд тенге для этой цели. Но государство не захотело брать на себя риски частных застройщиков, показавших себя в кризис не с лучшей стороны.

На сегодня ситуация с законом по защите прав дольщиков – почти что патовая.  Предлагаемые механизмы несовершенны. Однако принимать решения надо: правительство - под прицелом строительного лобби, заинтересованного в скорейшей активизации рынка жилья.

В итоге премьер-министр дал задание правительству «договориться» до 15 ноября и внести ясность со схемами защиты прав дольщиков при жилищном строительстве.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?