Недорогие дороги

Недорогие дороги

1 декабря 2013 года в администрацию президента планируется внести объединенный проект, который должен включить в себя две уже существующие государственные программы: «Развитие инфраструктуры транспортной системы РК до 2020 года» и проект «Глобальная инфраструктурная программа», рассчитанный до 2050 года.  Такое решение было принято в соответствии с резолюцией руководителя администрации президента РК Карима Масимова от 13 сентября 2013 года.

Объединение этих двух проектов не случайно. Во многом их основные цели если не повторяют друг друга, то дополняют. В обеих программах главными задачами являются  интеграция в мировую транспортную систему, а также развитие транзитного потенциала Казахстана и межрегиональных связей. Это, по мнению разработчиков, должно способствовать развитию экспорта и интеграции Казахстана в международную систему экономики.  «Проект государственной программы направлен на создание современной транспортно-логистической системы Казахстана, обеспечивающей эффективную транспортную связь внутри страны, увеличение грузопотоков по территории РК и координацию работы всех видов наземного, морского и воздушного транспорта», - отмечается в информации Министерства транспорта и коммуникаций.

Хотя обе программы ориентированы в основном на международный уровень, у транспортной инфраструктуры Казахстана по-прежнему есть множество внутренних проблем. Не зря проект «Развитие инфраструктуры транспортной системы РК до 2020 года» включает также и  пункты об обеспечении экологической безопасности и безопасности транспортных процессов. Последнее особенно актуально для Казахстана, поскольку, по данным Всемирной организации здравоохранения,  наша республика является одной из стран, лидирующих по количеству смертей на дороге - на 100 тысяч человек приходится 21,9 смертей, из них 61% составляют автомобилисты – не очень хорошая репутация для страны, развивающей международный транзит. Кроме того, по оценке мирового экономического форума, дорожная инфраструктура Казахстана находится на довольно низком уровне: по этому показателю РК в общем списке стран занимает 125-е место из 139. Тем временем министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев прогнозирует улучшение состояния автодорог на 2% по итогам текущего года. И хотя сейчас состояние 33% дорог в Казахстане можно оценить как неудовлетворительное,  министр пообещал, что  к концу года таких дорог будет только 19% , в хорошем состоянии будет 31% и еще 51% дорог – в удовлетворительном состоянии. Кроме того, как сообщил г-н Жумалиев, большая часть дорог, которые строятся сейчас в Казахстане, относятся к первой технической категории, а значит, смертность на них будет ниже. Основанием для   оптимистических прогнозов главы Минтранскома является общий бюджет автодорожной отрасли в объеме 310 млрд тенге, из них 235 млрд направлено на республиканскую сеть.

По мнению председателя правления Евразийского банка развития Игоря Финогенова, в странах СНГ существенную проблему представляет собой недостаток инвестиций в транспортную инфраструктуру; кроме того, крупные государственные и региональные инфраструктурные проекты требуют принятия нового законодательства.

В то же время строительство автодорог обходится Казахстану сравнительно недорого: в среднем - 3,7 млн долларов за один километр полосы (см. таблицу).  

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее