Недорогие дороги

Недорогие дороги

1 декабря 2013 года в администрацию президента планируется внести объединенный проект, который должен включить в себя две уже существующие государственные программы: «Развитие инфраструктуры транспортной системы РК до 2020 года» и проект «Глобальная инфраструктурная программа», рассчитанный до 2050 года.  Такое решение было принято в соответствии с резолюцией руководителя администрации президента РК Карима Масимова от 13 сентября 2013 года.

Объединение этих двух проектов не случайно. Во многом их основные цели если не повторяют друг друга, то дополняют. В обеих программах главными задачами являются  интеграция в мировую транспортную систему, а также развитие транзитного потенциала Казахстана и межрегиональных связей. Это, по мнению разработчиков, должно способствовать развитию экспорта и интеграции Казахстана в международную систему экономики.  «Проект государственной программы направлен на создание современной транспортно-логистической системы Казахстана, обеспечивающей эффективную транспортную связь внутри страны, увеличение грузопотоков по территории РК и координацию работы всех видов наземного, морского и воздушного транспорта», - отмечается в информации Министерства транспорта и коммуникаций.

Хотя обе программы ориентированы в основном на международный уровень, у транспортной инфраструктуры Казахстана по-прежнему есть множество внутренних проблем. Не зря проект «Развитие инфраструктуры транспортной системы РК до 2020 года» включает также и  пункты об обеспечении экологической безопасности и безопасности транспортных процессов. Последнее особенно актуально для Казахстана, поскольку, по данным Всемирной организации здравоохранения,  наша республика является одной из стран, лидирующих по количеству смертей на дороге - на 100 тысяч человек приходится 21,9 смертей, из них 61% составляют автомобилисты – не очень хорошая репутация для страны, развивающей международный транзит. Кроме того, по оценке мирового экономического форума, дорожная инфраструктура Казахстана находится на довольно низком уровне: по этому показателю РК в общем списке стран занимает 125-е место из 139. Тем временем министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев прогнозирует улучшение состояния автодорог на 2% по итогам текущего года. И хотя сейчас состояние 33% дорог в Казахстане можно оценить как неудовлетворительное,  министр пообещал, что  к концу года таких дорог будет только 19% , в хорошем состоянии будет 31% и еще 51% дорог – в удовлетворительном состоянии. Кроме того, как сообщил г-н Жумалиев, большая часть дорог, которые строятся сейчас в Казахстане, относятся к первой технической категории, а значит, смертность на них будет ниже. Основанием для   оптимистических прогнозов главы Минтранскома является общий бюджет автодорожной отрасли в объеме 310 млрд тенге, из них 235 млрд направлено на республиканскую сеть.

По мнению председателя правления Евразийского банка развития Игоря Финогенова, в странах СНГ существенную проблему представляет собой недостаток инвестиций в транспортную инфраструктуру; кроме того, крупные государственные и региональные инфраструктурные проекты требуют принятия нового законодательства.

В то же время строительство автодорог обходится Казахстану сравнительно недорого: в среднем - 3,7 млн долларов за один километр полосы (см. таблицу).  

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики