Зона несвободной торговли

Страны Центральной Азии пока не готовы снимать друг для друга барьеры для взаимной торговли

Зона несвободной торговли

На прошедшем 9 октября в Алматы Центральноазиатском торговом форуме, организованном USAID, не раз было повторено, что страны региона важны друг для друга как торговые партнеры, но для развития торговой интеграции в Центральной Азии существует очень много препятствий, создаваемых в основном торговой политикой самих стран. Однако по поводу существенности тех или иных проблем эксперты разошлись во мнениях.

Директор департамента свободного анализа Центра развития торговой политики Нурбек Ергешбаев призвал страны региона плотнее сотрудничать: «Учитывая тенденцию все большего расширения региональных торгово-экономических объединений, следует развивать свободную торговлю между странами Центральной Азии, чтобы объединить наши усилия для развития экономики в нашей части света». Г-н Ергешбаев уверен, что это поможет в конечном итоге конкурировать с другими странами, которые «ушли от нас уже очень далеко». Аргументируя необходимость развития отношений между странами Центральной Азии, г-н Ергешбаев рассказал о так называемом коэффициенте предпочтения, который отражает уровень реальной интеграции товарных рынков двух стран и позволяет оценить степень интеграции между странами в сфере торговли. В соответствии с представленной на форуме таблицей, для Казахстана самый высокий коэффициент предпочтения именно у его соседей по региону — Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Тогда как партнеры по Таможенному союзу, Россия и Белоруссия, занимают далеко не первые места.

Неоднозначный протекционизм

Однако для дальнейшего углубления интеграции между странами региона существует ряд проблем, заключающихся, по мнению старшего научного сотрудника Университета ЦА в Кыргызстане Романа Могилевского, в неготовности стран региона к открытой конкуренции: «Страны Центральной Азии стремятся улучшить доступ к иностранным рынкам для своей перерабатывающей промышленности, но когда улучшаешь доступ своей промышленности к чужим рынкам, ты должен за это заплатить тем, что ты улучшаешь доступ чужой промышленности к своим рынкам, и это очень сложный процесс, не все страны к этому готовы».

Выступавшая на форуме управляющий директор Национального агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST Газиза Шаханова рассказала о том, что политика протекционизма является одним из основных препятствий для развития торговой интеграции, в частности для нашей республики: «Казахстан в прошлом году экспортировал товаров на 92 млрд долларов, из них на Центральную Азию пришлось около 3 млрд долларов. Сравните сами, это очень маленькая доля, а если сравнить с Таможенным союзом, эта доля в два раза меньше, то есть в Таможенный союз мы экспортировали на 6,8 млрд долларов, а в Центральную Азию — только на три. Тогда как каждая республика нам может дать потенциальный рынок примерно на миллиард долларов, но за всем этим потенциалом, к сожалению, стоит протекционистская политика наших братьев-соседей, которая не позволяет нам реализовать весь этот потенциал, и он остается гипотетическим».

Г-н Могилевский считает, что политика протекционизма в Центральной Азии неэффективна. По его мнению, своей конечной цели, то есть защита внутреннего рынка от иностранных товаров, протекционизм на деле не достигает, а лишь создает большой поток контрабандных товаров в страны: «Протекционистские меры в нашем регионе в полном масштабе использует только Узбекистан. А в небольшом, ограниченном масштабе все страны в той или иной степени пытаются к этим мерам прибегать. Протекционистскую политику, не обсуждая, полезна она или не полезна, трудно осуществить на практике. Огромный поток неформального импорта в Узбекистан, который славится своей протекционистской политикой, показывает, что она в главном не работает».

Однако не все эксперты считают протекционизм критической проблемой. Некоторые видят в нем вынужденный этап в развитии экономики на пути к свободному рынку. «Каждая страна выбирает собственную модель социально-экономического развития, с учетом местной специфики. Руководство страны очень тщательно взвешивает каждый свой шаг, чтобы принимаемые меры отвечали интересам населения. Тем более у нас пять стран Центральной Азии, и все с разными векторами развития. Некоторые страны уже стали членами ВТО, кто-то готовится скоро вступить, кто-то только начал подготовку к вступлению в эту организацию. Поэтому, естественно, каждая страна старается защитить свой рынок», — высказался в оправдание центральноазиатского протекционизма заместитель председателя Ассоциации международного бизнеса и технологий Узбекистана Кадыржан Юсупов.

Не так страшны тарифы

Гораздо большее значение г-н Могилевский придает нетарифному регулированию, такому как усложнение таможенных процедур и специальные защитные меры. Значительную же роль в усложнении нетарифного регулирования сыграло вступление Казахстана в Таможенный союз, которое хоть и упростило Казахстану процесс торговли с Россией и Белоруссией, но и создало новые проблемы в отношении соседей по региону. «Таможенные процедуры резко усложнились со вступлением Казахстана в Таможенный союз и с переносом внешней границы Таможенного союза на казахско-узбекскую, кыргызскую и китайскую границу. Очень длительное время стал занимать процесс пересечения границы с Казахстаном. И потери могут быть огромными, если речь идет о скоропортящихся продуктах, таких как фрукты и овощи, идущие из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана»,— говорит эксперт.

Еще одну действительную угрозу торговой интеграции в Центральной Азии эксперт усматривает в специальных режимах, которые существуют в торговле каждой из стран региона, где они вводятся наряду с общим режимом, для отдельных импортеров или для отдельных секторов. В результате условия торговли становятся неравными. Кроме того, в каждой стране есть целые сектора экономики, которые освобождены от налогов. Все это отдаляет страны Центральной Азии от установления режима свободной торговли. «Есть общий режим, который, в общем-то, благоприятный, а есть специальный режим для отдельных групп торговцев или для отдельных секторов, который гораздо более выгоден или, наоборот, гораздо менее выгоден. Например, в Кыргызстане существует специальный режим для физических лиц. С другой стороны, есть экзотические инструменты, такие как импортные акцизы, которые широко используются в Узбекистане и играют очень важную роль. Это все провоцирует создание неформальной торговли в регионе. Огромный неформальный импорт идет и через Кыргызстан, и через Казахстан»,— комментирует свою позицию г-н Могилевский.

Однако проблема недостатка торговой интеграции в регионе остается значительной, что бы ни лежало в ее основе. Руководитель проекта USAID по региональному экономическому сотрудничеству Виктор Продедович отметил, что странам Центральной Азии предстоит проделать еще много работы для улучшения условий торговли: «По рейтингу “международная торговля” страны Центральной Азии занимают одни из предпоследних мест. Поэтому говорить о каком-то хорошем, позитивном сдвиге мы пока не можем». Кроме того, спикер высказал свое мнение по поводу того, как можно решить некоторые проблемы, мешающие развитию торговли: «Барьеры <бывают> тарифные, нетарифные меры. В отношении них существует много вопросов, и эта ситуация у нас очень непостоянная. И о каких-то <сложившихся> тенденциях говорить очень сложно».

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом