Пробуксовка перед взлетом?

Бум мобильной коммерции в Казахстане откладывается, среди факторов влияния — и законодательство, и менталитет населения

Пробуксовка перед взлетом?

Казахстан — страна, по плотности населения очень далекая от лидеров, зато в РК — больше 20 млн используемых sim-карт, количество интернет-пользователей — больше половины населения страны, а количество выпущенных в Казахстане банковских карт давно уже перевалило за 10 млн (данные Агентства статистики РК, Нацбанка РК). При существующем раскладе (считается, что для взрыва электронной коммерции Интернетом должны пользоваться не менее 20% населения) бум электронной, а вслед за ней и мобильной коммерции в стране должен был уже наступить. Однако если в e-commerce подвижки все же заметны — согласно данным, озвученным на конференции MobiEvent’13 генеральным менеджером Processing.kz Константином Горожанкиным, общий рынок электронной коммерции в РК составляет уже около 1,3 млрд долларов, — то прогнозируемого (на 2013 год, к слову) взрыва в мобильной коммерции пока не наблюдается.

От E к M

В самом широком понимании мобильная коммерция недалеко ушла от электронной — после того, как владелец сотового телефона получил все те же возможности, что и пользователь компьютера. Озвучив объем казахстанского рынка электронной коммерции, Константин Горожанкин сделал вывод, что казахстанские пользователи уже не боятся тратить деньги в Интернете и им явно не хватает предложения в Казахстане (только 10 процентов транзакций остается в РК). Среди существующих сейчас предложений на рынке электронной коммерции в РК — оплата госуслуг, ж.д. и авиабилетов (например, Air Astana продает их через Интернет примерно на 50 млн долларов в год); активно представляют себя в Сети крупные офлайн-магазины; мобильные операторы предоставляют возможность оплаты услуг на своих сайтах и запускают автоплатежи; купонаторы; новые казахстанские интернет-магазины; стартапы — такие, как, например, tiketon.kz.

Кто пользуется всеми этими сервисами в формате мобильной коммерции? В первую очередь владельцы «умных» телефонов — смартфонов. Сколь много таковых в Казахстане — вопрос открытый. Официальной статистики от сотовых операторов нет (хотя на запрос «ЭК» были получены ответы от Beeline Казахстан и Tele2: у первого оператора владельцы смартфонов составляют 15% от общего числа абонентов, у второго — около 35%), статистика вендоров в Казахстане отсутствует (что неудивительно: например, iPhone в РК вообще официально не продается), могла бы помочь статистика ритейлеров — но ее, как водится, нет, как нет и статистики платформ. В компании Cristal Spring (один из лидеров в отрасли разработки мобильных приложений в РК), пытаясь узнать, сколько же в Казахстане смартфонов и, что важнее, какое число владельцев этих смартфонов используют их не только в качестве, скажем, статусного элемента, — создали свою систему статистики, позволяющую посмотреть, сколько уникальных устройств загружают и обновляют приложения, выпущенные этой компанией. Результат — 355 тысяч устройств, и даже это достаточно большой потенциальный рынок, считает Константин Пак, директор по развитию бизнеса Cristal Spring.

Плачу за что могу

К существующим предложениям на рынке мобильной коммерции (от авиабилетов до билетов на концерты) прибавим интернет-банкинг. Правда, до сих пор не у всех казахстанских банков он есть и, будем честны, не у всех банков адекватно работает, да и мобильное приложение есть не у каждого интернет-банка. И тут на сцену выходит еще один игрок рынка m-commerce: сервисы мобильных платежей. Скачал приложение — и мобильный телефон превратился в платежный инструмент, к которому привязана банковская карточка. Теперь можно, уже независимо от наличия интернет-банкинга или его отсутствия, оплачивать и штрафы, и коммунальные услуги: счет компаний — поставщиков услуг идет на сотни. Подобные сервисы в РК предлагают, например, mypay.kz, handypay.kz, есть мобильное приложение у myth.kz, и это далеко не все. Число клиентов мобильных платежей в Казахстане никто не считал, «информация по рынку очень закрытая», говорят его участники. Директор Intervale Kazakhstan Марина Мартынова на конференции MobiEvent’13 озвучила следующие цифры: приложение mypay.kz в среднем в день скачивают 94 клиента, подключают карту чуть больше половины из них — 62. Ежедневно в call-центре около 50 звонков — большая часть потенциальных клиентов мобильных платежей оказывается не в курсе, что их банковская карта закрыта для транзакций в Интернете. То, что банки РК по умолчанию запрещают использовать платежные карточки в Интернете — это, в принципе, одна из основных причин, мешающих развитию как электронной, так и мобильной коммерции. Среди других проблем, сдерживающих рост сервисов мобильных платежей, г-жа Мартынова отметила невысокую осведомленность населения о специфике работы и уровне безопасности этих сервисов; ментальные особенности — карточка до сих пор воспринимается населением в первую очередь как инструмент снятия зарплаты; ориентированность населения на подтверждение оплаты на бумажных носителях. К слову, ряд мобильных платежных сервисов доступен не только на смартфонах, но и на обычных телефонах.

Деньги на бочку! То есть на счет…

Среди определений мобильной коммерции есть и самое прямолинейное: это услуга, позволяющая покупателям осуществлять платежи за любые товары и услуги со счета мобильного телефона. Директор по развитию бизнеса компании Intervale Данияр Садыков, рассказывая на MobiEvent’13 о российской практике запуска услуги мобильной коммерции, привел следующие цифры: мобильные операторы предоставили абонентам услуги по оплате с использованием банковских карт в 2008 году, услуги по оплате с использованием средств, доступных на лицевом счете абонента оператора связи — с 2010 года. На июнь 2013 года среднее количество транзакций в месяц с банковских карт — 150 000, с лицевых счетов абонентов — 3 000 000. Средний размер транзакции с лицевого счета — 7 долларов, с банковской карты — 15 долларов. Как правило, со своего лицевого счета абоненты сотовой связи совершают быстрые, эмоциональные покупки, большой объем трафика идет из социальных сетей, сообщил г-н Садыков.

Казалось бы, удобная схема. Например, зашел в кафе, выпил кофе, сказал официанту номер своего мобильного телефона, получил sms с суммой счета, подтвердил оплату — и ушел, не доставая банковскую карту (главное — услугу автопополнения счета мобильного телефона подключить). Но этот вариант оплаты, актуальный для небольших быстрых покупок, казахстанским абонентам сотовой связи пока недоступен в принципе. Причина в том, что средства, поступившие на счета операторов сотовой связи, согласно законодательству РК, перестают быть источником ликвидности, превращаясь из денег в «условные единицы». В России соответствие требованиям похожего закона соблюдают с помощью виртуальных дебетовых банковских карт или, второй вариант, с помощью возврата аванса; в Украине разрешено выводить средства с лицевых счетов абонентов с использованием электронных денежных средств. Российскую схему с возвратом аванса в Казахстане реализовать возможно, но, как говорится, есть нюансы. «Допустим, мы делаем возврат аванса — по требованию абонента мы обязаны это делать. Вот у него на счете 1000 тенге, он говорит: верни мне 500, и, раз мы еще не оказали услуг на эту сумму, мы эти деньги возвращаем. Но, согласно закону, мы не можем эти деньги вернуть куда угодно по любому обращению абонента. Клиенту нужно прийти, написать заявление, что он действительно хочет вернуть эту сумму со своего счета — и мы отдадим ему 500 тенге в кассе. Требование о письменном заявлении и возврат наличными убивают сейчас мобильную коммерцию в Казахстане», — объясняет руководитель службы развития продуктов Beeline Казахстан Виталий Красильников. «Будем работать с этими ограничениями», — говорит Константин Горожанкин, обещая, что с законодательными инициативами в направлении электронной и мобильной коммерции будет выступать недавно созданная Ассоциация казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции. Вернувшись на карту клиента, аванс вновь станет из условных единиц деньгами, и, значит, можно производить оплату. На вопрос, может ли быть схема оплаты с мобильного счета еще проще, г-н Красильников предлагает: «Есть вариант, когда регулятор разрешит использовать наш счет для каких-то быстрых микроплатежей, ради которых абоненту лень даже карточку банковскую подавать и ждать, пока pos-терминал соединится с банком для списания».

Возможность использования мобильного счета для небольших быстрых платежей порадовала бы многих алматинских водителей — ведь уже через месяц в городе должны заработать паркоматы. Альтернативным паркоматам способом оплаты стоянки могли бы стать как раз мобильные платежи — такая схема, например, работает сейчас в Москве.

И хотя пока мобильная коммерция в Казахстане — это скорее управление карт-счетом с мобильного телефона, а не использование мобильного счета для платежа, уже нет сомнений, что мобильный телефон — это новый инструмент, который позволит идентифицировать клиента и обеспечит ему доступ к счетам как банков, так и операторов.

Уже в деле

Пока в Казахстане ждут наступления бума мобильной коммерции, в США уже пожинают ее плоды. Компания Branding Brand, специализирующаяся на технологиях m-commerce, с июня 2012-го по июль 2013-го проводила исследование рынка, основываясь на показателях 18 крупных интернет-магазинов США. В июне 2013 года посетители, использующие мобильные устройства, обеспечили 17,6% оборота и 34,3% посещений этих магазинов. За год у участвовавших в исследовании ритейлеров объем покупок, сделанных с экрана смартфона, вырос на 76,9%, по планшетам отмечен рост на 42,8%. Процент посещений этих интернет-магазинов со смартфонов вырос на 66,2%, с планшетов — на 35,1%. С обычных компьютеров пользователи стали заходить реже — число посещений уменьшилось на 15,3%. Статистика же насчет прибыли выглядит следующим образом: 76,1% всех мобильных покупок сделали пользователи iPhone, 21,7% — владельцы смартфонов, работающих под Android, и 2,2% — все остальные. Среди планшетов iPad — бесспорный лидер по эффективности для интернет-магазинов, на его счету — 99% продаж.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?