Идем в утиль

Казахстан намерен ввести утилизационный сбор на автотранспорт

Идем в утиль

Разбор старого автомобиля, его переработка  или захоронение требуют немалых  затрат. Во многих странах эти расходы либо включены в стоимость самого автомобиля, либо оплачиваются автовладельцем отдельно. В Казахстане система утилизации находится на стадии создания, поэтому затраты на переработку вышедшего в тираж транспорта предусмотрены ранее не были. Однако республика всерьез задумалась над этой проблемой после того, как Россия приняла решение обложить утилизационным сбором автомобили, завезенные из РК.

Как заявил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, Казахстан и Белоруссия  рассматривают возможность введения утилизационного сбора на автотранспорт «для синхронизации политики с Россией, общая модель по таможенным пошлинам и утилизационному сбору на автомобили будет подготовлена до конца года». То есть аккурат к тому времени, когда закон вступит в силу на территории России.

Полученные от этого вида платежей средства, как предполагается,  пойдут на строительство утилизационных предприятий, где будут перерабатывать старые машины.

Каким образом распределят утилизационные расходы между производителем, государством и самим владельцем автомобиля, пока неизвестно.

В России утилизационный сбор был введен правительством с 1 сентября прошлого года и распространялся на импортеров автомобилей из третьих стран. Буквально на днях Госдума приняла поправки в закон «Об отходах производства и потребления», согласно которому обязанность по уплате утилизационного сбора распространяется на автомобили, произведенные в самой России, а также на ввезенные на территорию России из стран ТС, то есть Казахстана и Белоруссии. Размер платежа будет дифференцирован в зависимости от года выпуска автомобиля, его массы и объема двигателя. Закон вступит в силу с 2014 года.

При этом в самом законе есть положение, освобождающее от уплаты утилизационного сбора тех, кто добровольно принял на себя гарантийные обязательства по утилизации выпускаемого автотранспорта. В частности, в этот список входят «АвтоВАЗ», «КАМАЗ», группа «ГАЗ» и Sollers - одним словом, все основные российские производители автомобилей.

Принятие этого закона стало попыткой погасить конфликт с Евросоюзом. Япония и ЕС, основные поставщики автомобилей в РФ, посчитали утилизационный сбор компенсацией российскому автопрому отмены импортных пошлин на автомобили в рамках ВТО. Евросоюз еще летом подал жалобу по этому поводу во Всемирную торговую организацию. Отметим, что общее недовольство разделяет даже Украина, утилизационный сбор которой достигает почти 3 тыс. евро (см. таблицу).

Россия, чтобы урегулировать вопрос с третьими странами, обложила утилизационным сбором своих производителей, а также партнеров по ТС. Понятно, что это обостряет отношения между странами, о чем свидетельствует и слова г-на Слепнева. «Мы в рамках совета ЕЭК эту тему обсуждаем, потому что это не только отношения России с ВТО, но и отношения внутри Таможенного союза, отношения с Казахстаном и Белоруссией. Разговор идет о том, как сохранить единство рынка и не построить барьеры по такой чувствительной теме, как торговля техникой. Здесь идут достаточно бурные дискуссии, предлагаются разные варианты с тем, чтобы соблюсти правила ВТО», - отметил министр торговли ЕЭК. Одно хорошо: что между странами нет таможенной границы, да и нельзя назвать Казахстан большим экспортером авто в Россию. С другой стороны - введение утилизационного сбора в РК даст положительный эффект.    

«За 15 лет либеральных условий импорта «секонд-хэнда» в Казахстан было ввезено более 1,5 млн автомобилей. Их средний возраст значительно превышает срок жизни автомобилей в развитых странах. Сегодня на автомобили старше 20 лет приходится более 56 процентов отечественного парка. Эти автомобили представляют собой реальную экологическую опасность. Вкупе с программой госсубсидий по автокредитам внедрение утилизации позволило бы ускорить обновление и оздоровление автопарка страны», - прокомментировал президент АО «АЗИЯ АВТО» Ерик Сагымбаев.

Он отметил, что в Европе с 2015 года производители обязаны будут утилизировать свою продукцию на 95%. В нашей стране владелец отработавшего свое автомобиля пока не мотивирован к его утилизации. Нет предприятий, которые бы взяли

на себя эту функцию, нет законодательной базы. Тем не менее глава «АЗИЯ АВТО»   надеется, что авторециклинг будет регламентирован и в Казахстане.

«Мы как производители к утилизации своей продукции готовы. Разработчики производимых нами автомобилей – концерны Renault-Nissan-АВТОВАЗ, General Motors, Volkswagen AG и KIA Motors – проектируют модели, предполагающие восстановление до 95% автокомпонентов. Более того: продукция Renault- Nissan- АВТОВАЗ лидирует в мировом автопроме по показателю легкости разбора узлов и агрегатов. А это одно из ключевых требований к утилизируемому автомобилю.

Кроме того, в процессе создания индустрии утилизации для Казахстана будет особенно ценен опыт нашего партнера, АВТОВАЗа, который сегодня ведет активную работу в этом направлении. Продукция же российского автопрома занимает наибольшую долю в структуре казахстанского парка – свыше 40%», - пояснил г-н Сагымбаев.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики