За нелегала ответишь

За нелегала ответишь

Поправки в закон о трудовой миграции, инициированные Министерством внутренних дел, вызвали споры и недоумение у многих экспертов. Часть считает, что легализация статуса трудового иммигранта перебьет все ожидаемые экономические выгоды, когда поток дешевых рабочих рук хлынет из России, где на фоне миграционного скандала им стало все труднее зарабатывать, и у местных совсем не станет работы. Другие видят в миграционных потоках только плюсы - при условии, что закон будет работать не только во благо казны.

Предлагая поправки в законодательство, легализующие привлечение гражданами РК трудовых мигрантов из стран СНГ, для которых предусмотрен безвизовый режим въезда в Казахстан, МВД РК преследовало, на первый взгляд, простые и ясные цели: дать возможность властям контролировать хаотичный поток трудовых иммигрантов, разгрузив полицейских от бесконечных рейдов, увеличить поступления в бюджет за счет подоходного налога, снизить коррупционную составляющую. Чиновники подсчитали, что при оплате двух МРП с каждого иммигранта бюджет ежегодно будет пополняться на 10 млрд тенге. Также предполагалось, что это будет намного выгоднее самим нелегалам: ведь, попавшись, они платят штраф 30 МРП, а так - за небольшую плату смогут спокойно работать.

Как пояснили в пресс-службе Министерства экономики и бюджетного планирования, основной целью законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам трудовой миграции» является легализация трудовых иммигрантов и совершенствование государственного регулирования миграционных процессов в части определения порядка выдачи разрешений трудовому мигранту на осуществление трудовой деятельности у физических лиц.

Так, в закон «О миграции населения» вводится понятие «трудовой иммигрант», то есть человек, прибывший в Республику Казахстан в качестве домашнего работника с целью выполнения работ (оказания услуг) у работодателей - физических лиц - на основании разрешения трудовому иммигранту. Оно будет выдаваться органами внутренних дел на срок, указанный в заявлении иммигранта, и может составлять один, два или три месяца. Разрешение может неоднократно продлеваться на период, указанный в заявлении. При этом максимальный срок непрерывного временного проживания трудового иммигранта в РК не может превышать 12 месяцев.

По мнению разработчиков законопроекта, это позволит вести учет нелегально работающих в сейчас иммигрантов. Также предлагается дополнить Налоговый кодекс нормами, регулирующими порядок исчисления и уплаты трудовыми иммигрантами индивидуального подоходного налога. То есть иностранный работник будет вносить предварительный платеж по индивидуальному подоходному налогу в размере двух месячных расчетных показателей за каждый месяц, на который оформляется разрешение. В свою очередь, в Трудовой кодекс вносятся дополнения, предусматривающие заключение трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) у работодателей – физических лиц - в пределах срока, установленного разрешением трудовому иммигранту.

Деян Кесерович, Глава миссии Международной организации по миграции (МОМ) в Центральной Азии и Казахстане, считает, что в нынешнем виде закон будет работать ограничено.

«Что касается «нелегальной миграции», то мы предпочитаем применять термин «нерегулярная миграция», что соответствует международно применяемой терминологии. Вопрос заключается в применении системного подхода. Когда не работает одна часть системы,  это может быть использовано недобросовестно, - рассказывает он. - Обязывать трудящихся мигрантов платить налоги – правильно. Но есть и другая сторона вопроса: будет ли выгодно работодателю платить официальную зарплату? Необходимо законодательно урегулировать штрафные санкции для работодателей, которые отказываются легализовывать своих работников».

По словам г-на Кесеровича, сейчас подобные схемы эффективно работают в европейских странах, где также существует проблема с трудящимися мигрантами из стран Ближнего Востока и Восточной Европы.

«Да, трудно заставить эту схему работать, но трудность ничто по сравнению с экономическим эффектом и выгодой, которые может получить государство», - поясняет глава МОМ ЦА и РК, - «Управление трудовыми ресурсами - это мировая проблема, а не только Казахстана. Глобализация и урбанизация идут большими темпами, от России до Великобритании, практически все западные страны имеют тенденцию старения населения и отрицательный демографический рост. В этой ситуации проявляется все больше потребности в рабочей силе. Если в стране существует нехватка рабочей силы, тогда возникает потребность в ее миграционном пополнении. Программа Правительства Казахстана до 2050 года четко формулирует, какие цели нужно достигнуть. Очевидно, что Казахстан смотрит на проблемы миграции с точки зрения безопасности государства. Однако вопросы миграции также влияют на развитие страны. Какие мигранты необходимы стране? Понятно, что это первостепенный вопрос. Прежде всего отмечу, что Казахстану нужны мигранты. Трудно сказать, сколько их сейчас находится в стране. Почему? Потому что необходимо усовершенствовать государственную политику в области сбора и гармонизации статистических данных по миграции . Необходимо регулярно оценивать спрос на рабочую силу и предложение на рынке труда. Спрос на сегодняшний день выглядит высоким.  Соответственно, необходимы такие меры как реализация дорожной карты, развитие социальных программ, усовершенствование закона, анализ и прогнозирование рынка труда».

Тем временем в обществе, на фоне событий в московском районе Бирюлево и очередного обострения антимигрантских настроений, появляется осознание масштаба проблемы для Казахстана. Казахи прибавляют в основном за счет оралманов, численность русских, других славянских этносов и немцев сокращается. Зато стабильно растет численность узбеков, таджиков и киргизов. Редактор Esquire Казахстан Гульнара Бажкенова считает, что их численность увеличится, когда Россия введет визовый режим со странами Центральной Азии. 

«Гастарбайтеров у нас будет все больше и больше – общемировая, региональная тенденция, все указывает на это. И дело, разумеется, не в том, что уезжают хорошие, а приезжают плохие, - пишет она. - Нет, уезжают просто квалифицированные, образованные жители городов, а приезжают малограмотные выходцы из среднеазиатской глубинки. Которые пока не раздражают, казахстанцы их еще не заметили. К счастью. Потому что когда очередь дойдет до них, самых безропотных и беззащитных, Шанырак нам покажется московским Бирюлево. Вот такой у нас получается плюс на минус».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности