Пустая трата денег

Глава страны Нурсултан Назарбаев на днях заявил, что распределение го­су­дар­ством гран­тов на под­го­тов­ку спе­ци­а­ли­стов в оте­че­ствен­ных ву­зах из-за не изу­чен­но­го рын­ка тру­да пре­вра­ти­лась в пу­стую тра­ту бюд­жет­ных де­нег

Пустая трата денег

«За­кан­чи­ва­ют ал­ма­тин­ские и аста­нин­ские уни­вер­си­те­ты, а по­том идут в ПТУ (профессионально-технические училища – «ЭК») неф­тя­ни­ков и ме­тал­лур­гов с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем, чтобы по­лу­чить за один год ин­же­нер­ную спе­ци­аль­ность, ра­бо­тать и боль­ше за­ра­ба­ты­вать. О чем это го­во­ри­т? Впу­стую за­тра­чен­ные день­ги!», - заметил господин На­зар­ба­ев.

В связи с этим президент страны дал за­да­ние ми­ни­страм эко­но­ми­ки и бюд­жет­но­го пла­ни­ро­ва­ния, а та­к­же об­ра­зо­ва­ния и на­у­ки про­ра­бо­тать си­сте­мы рас­пре­де­ле­ния го­судар­ствен­ных об­ра­зо­ва­тель­ных гран­тов таким образом, чтобы была информация о том,  сколько и каких выпускается специалистов и какая в них потребность.

Президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров видит выход из сложившейся ситуации в том, чтобы гранты выдавались только малообеспеченным гражданам страны, особенно из села, а все остальные должны платить сами за свое высшее образование.

«Единое национальное тестирование должно предоставлять право лишь поступить в высшее учебное заведение, а платить все равно каждый должен сам. Если ты написал заявление об отсутствии возможности оплатить свое завоеванное право на учебу в университете, тогда ты только должен получать грант. Это сэкономит средства для других образовательных целей, уравняет в образовательных возможностях бедных и богатых людей, разгрузит ВУЗы от не интересующихся наукой кадров, заставит студентов думать, куда поступать и каких требовать знаний за свои деньги. Те, кто хочет просто заработать, пойдут на технические специальности, которые рынок сегодня хорошо оплачивает», - полагает г-н Нуров.

Что касается вопросов о том, на какие специальности в большей мере необходимо выделять гранты, то г-н Нуров уверен, что сегодня в стране катастрофически не хватает инженерно-педагогических кадров, которые бы готовили просто специалистов своего дела, не претендующих на управление.

Еще относительно недавно учебные заведения нами воспринимались как нечто отдельное от бизнеса, а присказка «Забудь то, чему тебя учили в вузе, и слушай, как надо работать» долгое время оставалась актуальной для большинства отраслей. Сегодня эксперты говорят о том, что ситуация по этому вопросу поменялась в корне.

Так, Рахман Алшанов, доктор экономических наук и президент Ассоциации высших учебных заведений Республики Казахстан, считает, что Министерство экономики и бюджетного планирования совместно с бизнесом должны определять, какие специалисты необходимы республике. Сейчас же в распределении грантов не принимают участие сами работодатели. Кроме самих грантов, работодатели должны еще участвовать в процессе обучения студентов, тем самым заказывать учебному заведению разработку дополнительного образовательного плана, учитывающего специфику работы конкретной организации.

В исследовании, проведенном агентством «Рейтинг.KZ» в мае-июне 2012 года, отмечается: абсолютное большинство респондентов (69,4%) заявили, что их компании не сотрудничают с казахстанскими вузами в процессе подготовки специалистов, объясняя это тем, что на рынке переизбыток молодых кадров с высшим образованием, а в треть компаний нельзя устроиться без опыта работы.

«Бизнес будет нанимать тех, кто ему нужен, кто способен при этом мыслить. Вряд ли просто так он пойдет навстречу выпускникам - только потому, что они все выучили», - констатировал Канат Нуров.

Альтернативное мнение: Тимур Сакенов, член правления

научно-образовательного фонда «Аспандау», об инвестициях в образование:

НЕинвестиции в образование - это:

Строительство зданий под школы, детских садиков или училищ – это инвестиции в строительство и строительные материалы, а также закуп образовательного оборудования - это инвестиции в компании производителей оборудования.

Единственной инвестицией в развитие образования являются затраты на приглашение лекторов, учителей, мастеров в Казахстан, которые непосредственно ведут образовательный процесс.

К примеру, какой из вариантов эффективнее?

  1. Строительство зданий в 1 млн долларов ничего напрямую не дает образованию.
  2. Закуп интерактивных досок на 1 млн долларов напрямую не приносит пользы образованию.
  3. Направление в зарубежные страны 10 студентов на 1 год - мы получаем 10 специалистов.
  4. Приглашение 10 учителей на 1 год за 1 млн долларов дает как минимум 100 специалистов - учеников, последователей.
Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так