Пустая трата денег

Глава страны Нурсултан Назарбаев на днях заявил, что распределение го­су­дар­ством гран­тов на под­го­тов­ку спе­ци­а­ли­стов в оте­че­ствен­ных ву­зах из-за не изу­чен­но­го рын­ка тру­да пре­вра­ти­лась в пу­стую тра­ту бюд­жет­ных де­нег

Пустая трата денег

«За­кан­чи­ва­ют ал­ма­тин­ские и аста­нин­ские уни­вер­си­те­ты, а по­том идут в ПТУ (профессионально-технические училища – «ЭК») неф­тя­ни­ков и ме­тал­лур­гов с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем, чтобы по­лу­чить за один год ин­же­нер­ную спе­ци­аль­ность, ра­бо­тать и боль­ше за­ра­ба­ты­вать. О чем это го­во­ри­т? Впу­стую за­тра­чен­ные день­ги!», - заметил господин На­зар­ба­ев.

В связи с этим президент страны дал за­да­ние ми­ни­страм эко­но­ми­ки и бюд­жет­но­го пла­ни­ро­ва­ния, а та­к­же об­ра­зо­ва­ния и на­у­ки про­ра­бо­тать си­сте­мы рас­пре­де­ле­ния го­судар­ствен­ных об­ра­зо­ва­тель­ных гран­тов таким образом, чтобы была информация о том,  сколько и каких выпускается специалистов и какая в них потребность.

Президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров видит выход из сложившейся ситуации в том, чтобы гранты выдавались только малообеспеченным гражданам страны, особенно из села, а все остальные должны платить сами за свое высшее образование.

«Единое национальное тестирование должно предоставлять право лишь поступить в высшее учебное заведение, а платить все равно каждый должен сам. Если ты написал заявление об отсутствии возможности оплатить свое завоеванное право на учебу в университете, тогда ты только должен получать грант. Это сэкономит средства для других образовательных целей, уравняет в образовательных возможностях бедных и богатых людей, разгрузит ВУЗы от не интересующихся наукой кадров, заставит студентов думать, куда поступать и каких требовать знаний за свои деньги. Те, кто хочет просто заработать, пойдут на технические специальности, которые рынок сегодня хорошо оплачивает», - полагает г-н Нуров.

Что касается вопросов о том, на какие специальности в большей мере необходимо выделять гранты, то г-н Нуров уверен, что сегодня в стране катастрофически не хватает инженерно-педагогических кадров, которые бы готовили просто специалистов своего дела, не претендующих на управление.

Еще относительно недавно учебные заведения нами воспринимались как нечто отдельное от бизнеса, а присказка «Забудь то, чему тебя учили в вузе, и слушай, как надо работать» долгое время оставалась актуальной для большинства отраслей. Сегодня эксперты говорят о том, что ситуация по этому вопросу поменялась в корне.

Так, Рахман Алшанов, доктор экономических наук и президент Ассоциации высших учебных заведений Республики Казахстан, считает, что Министерство экономики и бюджетного планирования совместно с бизнесом должны определять, какие специалисты необходимы республике. Сейчас же в распределении грантов не принимают участие сами работодатели. Кроме самих грантов, работодатели должны еще участвовать в процессе обучения студентов, тем самым заказывать учебному заведению разработку дополнительного образовательного плана, учитывающего специфику работы конкретной организации.

В исследовании, проведенном агентством «Рейтинг.KZ» в мае-июне 2012 года, отмечается: абсолютное большинство респондентов (69,4%) заявили, что их компании не сотрудничают с казахстанскими вузами в процессе подготовки специалистов, объясняя это тем, что на рынке переизбыток молодых кадров с высшим образованием, а в треть компаний нельзя устроиться без опыта работы.

«Бизнес будет нанимать тех, кто ему нужен, кто способен при этом мыслить. Вряд ли просто так он пойдет навстречу выпускникам - только потому, что они все выучили», - констатировал Канат Нуров.

Альтернативное мнение: Тимур Сакенов, член правления

научно-образовательного фонда «Аспандау», об инвестициях в образование:

НЕинвестиции в образование - это:

Строительство зданий под школы, детских садиков или училищ – это инвестиции в строительство и строительные материалы, а также закуп образовательного оборудования - это инвестиции в компании производителей оборудования.

Единственной инвестицией в развитие образования являются затраты на приглашение лекторов, учителей, мастеров в Казахстан, которые непосредственно ведут образовательный процесс.

К примеру, какой из вариантов эффективнее?

  1. Строительство зданий в 1 млн долларов ничего напрямую не дает образованию.
  2. Закуп интерактивных досок на 1 млн долларов напрямую не приносит пользы образованию.
  3. Направление в зарубежные страны 10 студентов на 1 год - мы получаем 10 специалистов.
  4. Приглашение 10 учителей на 1 год за 1 млн долларов дает как минимум 100 специалистов - учеников, последователей.
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики