Обезбензинивание

Обезбензинивание

За январь-сентябрь текущего года в Казахстане  произведено около 1,973 млн тонн моторного топлива, в том числе авиационного бензина. Этот показатель на 7,8% ниже, чем за аналогичный период 2012 года, когда нефтеперерабатывающие заводы страны произвели 2,138 млн тонн моторного топлива. Снижение производства на 0,2% отмечено также и в производстве топочного мазута – 2,872 млн тонн.

Рост в 10,7% отмечен в сфере производства дизельного топлива: за обозначенный выше период было выпущено 3,863 млн тонн, в сравнении с 3,501 млн тонн, произведенными за прошлый год.

«Фиксируемое в текущем году снижение производства моторного топлива  обуславливается, прежде всего, технологическими ограничениями в рамках начавшейся  модернизации нефтеперерабатывающих предприятий, их плановыми остановками на ремонт, а также пересмотром по ряду причин планов переработки в сторону понижения, в том числе на ПНХЗ. Вместе с тем Казахстан остается критически зависимым от импорта высокооктановых бензинов из России, на фоне отсутствия видимого прогресса по толлингу в Китае. В данном контексте снижение выработки моторного топлива отечественными производителями, безусловно, влияет на ситуацию на внутреннем рынке, в том числе в ценовом плане»,- говорит старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Артем  Устименко.

Сейчас в Казахстане работает три   нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), Атырауский, Шымкентский и Павлодарский, которые контролирует АО «КазМунайГаз – Переработка и Маркетинг». Напомним, что в прошлом году заводы  выработали в общей сложности 2,9 млн тонн бензина, что на 3,6% превысило показатель 2011 года.

В августе НПЗ объяснили сокращение производства затовариванием нефтехранилищ из-за введенного еще три года назад запрета на экспорт светлых нефтепродуктов. Этот закон  был введен для сдерживания цен на топливо и  стабилизации внутреннего рынка сырой нефти.

Дефицит компенсируется импортом. Согласно подписанному в  2012 году  соглашению, Россия беспошлинно поставляет в Казахстан нефтепродукты, а Казахстан компенсирует России выпадающие доходы бюджета за счет встречных поставок своей нефти — 1,2-1,5 миллиона тонн.

«Отмечу, что введенные правительством ранее в текущем году ограничения  на импорт моторного топлива, по причине активного демпингового притока на внутренний рынок бензинов ниже Евро-3 после их запрета в России, оказались несбалансированными. В частности, не в полной мере были просчитаны последствия возникновения дефицита ГСМ непосредственно в России (предпосылки к которому уже прослеживались с начала 2013 года), и дальнейшие возможности компенсационного импорта в условиях расширения разрыва между российскими оптовыми ценами и стоимостью бензинов в казахстанской рознице, жестко регулируемой государством. В итоге - для недопущения дефицита правительство не так давно было вынуждено пойти на повышение стоимости моторного топлива на внутреннем рынке Казахстана»,- говорит г-н Устименко.

Реконструкцию на казахстанских заводах должны завершить не раньше 2015 года. К тому времени  планируется  полностью перейти на отечественные нефтепродукты, вытесняя импорт высокооктановых марок бензина, а также на топливо  стандарта евро-4 и евро-5.

«Ситуация на отечественном рынке моторного топлива должна стабилизироваться  к началу 2016 года, когда ожидается завершение модернизации трех НПЗ. В результате зависимость от импортных поставок высокооктановых бензинов, по всей видимости, не превысит 5-7% ежегодно. Тем не менее, хочу подчеркнуть, что уже к 2019-2020 годам Казахстану необходимо ввести в строй четвертый НПЗ для компенсации возрастающего внутреннего спроса, однако в этом направлении подвижек пока что не видно»,- заверил г-н Устименко.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики