Угольная революция

В Wood Mackenzie прогнозируют, что сильный рост спроса на уголь на развивающихся рынках приведет к тому, что это сырье обгонит нефть и станет доминирующим топливом в мире уже в конце этого десятилетия. Но, несмотря на высокую конкурентоспособность угля, столь смелые выводы несколько преждевременны, считают некоторые эксперты

Угольная революция

На Всемирном энергетическом конгрессе (ВЭС) президент Wood Mackenzie по глобальным рынкам Уильям Дурбин заявил, что глобальная политика мировых правительств по сокращению выбросов углекислого газа не помешает росту спроса на углеводородное сырье. Согласно ожиданиям компании, уголь обгонит нефть и станет доминирующим топливом в мире уже в конце этого десятилетия.

Как говорится в сообщении компании, агрессивный спрос на уголь со стороны таких стран, как Китай и Индия, будет основной причиной растущей роли угля в энергетическом секторе, к тому же потребление этого сырья в США, Европе и Азии будут по-прежнему поддерживать спрос на уголь. Таким образом, Wood Mackenzie ожидает, что темпы спроса на уголь будут расти на развивающихся рынках, что приведет к необходимости сбалансировать экономический рост, спрос на энергию и экологические потребности.

Как отметил Уильям Дурбин, «экономический рост Китая будет оставаться высоким, что обусловлено урбанизацией и индустриализацией страны, так как правительство стремится улучшить ситуацию в секторе недвижимости, а также создать экономические возможности. В то же время на фоне стремления к повышению уровня национального богатства, необходимого для поддержки перехода к росту экономики КНР, основанном на потреблении, уголь будет использоваться в качестве основного вида топлива, потому что, в отличие от его альтернатив, его много и он является доступным. Следовательно, в Китае спрос на уголь будет практически в одиночку поддерживать рост добычи угля в качестве доминирующего глобального топлива".

"Даже на фоне экологических проблем и глобального давления Китай и Индия просто не имеют возможности в том же объеме, как более развитые страны, сосредоточиться на выбросах углекислого газа из-за риска замедления темпов экономического развития и более высокой стоимости альтернативных видов топлива и технологий. Китай же может иметь чистый воздух и использовать больше угля для обеспечения своего роста ВВП, если современные технологии контроля за выбросами будут использоваться, а их эффективность - расти", – считает эксперт Wood Mackenzie.

Глобальный спрос на нефть в 2000 году составлял 3500 млн тонн нефтяного эквивалента (млн т н.э. ) по сравнению с  2300 млн т н.э. угля. К 2010 году спрос на уголь вырос до почти 3600 млн т н.э., тогда как спрос на нефть оценивался в 4000 млн т н.э. Wood Mackenzie ожидает, что мировое потребление угля к 2020 году достигнет 4500 млн т н.э., обогнав нефть, спрос на которую к этому времени достигнет 4400 млн т н.э. Это 25% роста потребления угля в период 2010-2020 годов; причем, полагают в компании, две трети этого роста будет обеспечено за счет китайских угольных электростанций.

Спрос Китая на энергию увеличится с 5000 тераватт в час ( ТВт ч ) в 2012 году до 8600 в 2020 году. Угольные электростанции будут потреблять 46% от этого роста. По мнению Дурбина, этому будет способствовать ряд причин. "Во-первых, это ограниченная доступность поставок природного газа в связи с быстрыми темпами роста внутреннего спроса и незначительный прогресс в разработке нетрадиционных источников газа. Во-вторых, СПГ и трубопроводный импорт в два-три раза дороже, чем отечественный и импортный уголь. И, в-третьих, возобновляемые источники энергии не могут обеспечить нормальную поддержку базовой нагрузки на систему. Это основные причины того, что уголь будет рассматриваться в КНР в качестве основного источника энергии", – отметил он.

Да, соглашается аналитик МФЦ Анна Линевская, вероятнее всего, потребление угля будет расти как минимум в перспективе ближайшие 5-6 лет, далее многое будет зависеть от состояния добычи сланцевого газа и степени давления экологических сообществ. Китай, как основной потребитель угля, вполне может разработать меры по сокращению уровней выброса вредных веществ на 15-20% и прекрасно использовать этот вид топлива и дальше, то же самое может сделать Индия. Потребность в недорогом энергоносителе в быстроразвивающихся экономиках слишком велика, чтобы так просто отказаться от угля.

За исключением Китая и Индии, мировой спрос на уголь также будет стабильным, полагают в Wood Mackenzie. «Хотя природный газ и возобновляемые источники энергии составляют основу дополнительных мощностей в Европе, США, спрос на уголь будет стабильным из-за его ценовой конкурентоспособности», – считает Уильям Дурбин.

В Европе трудности в экономике и низкие цены на уголь сделали борьбу Европейского союза с выбросами (ETS) неэффективной. Ценам на углерод необходимо достичь евро за тонну, чтобы другие виды топлива могли по дешевизне конкурировать с углем, что, считают эксперты, вряд ли возможно до 2020 года. В Северной Америке, несмотря на огромное количество запасов природного газа с низкой стоимостью, относительно недорогой уголь остается конкурентоспособным во многих регионах. В свою очередь Юго-Восточная Азия традиционно полагалась на низкую стоимость бытового газа для энергетических нужд, а поскольку поставки газа изо всех сил пытаются не отставать от спроса, уголь станет доминирующим видом топлива к 2020 году. Наконец, во всей Северо-Восточной Азии высокие затраты на импорт топлива, ненадежность поставок и неразвитость ядерной энергетики поддержат рост угольной генерации в будущем.

Уголь дешев в добыче и обработке, которой почти не требует, в отличие от нефти: процесс добычи "черного золота" многоуровневый и финансово затратный, напоминает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Быстроразвивающимся странам нужно больше энергоносителей - рост спроса в одном только Китае может составить не менее 20% в перспективе ближайших пяти лет, если темпы роста экономики останутся хотя бы сегодняшними. Японии с отказом от АЭС также нужно больше энергоносителей, газ дорог в доставке, зато уголь прекрасно подойдет. Так что действительно очень похоже, что превышение спроса на уголь над спросом на нефть – это тенденция, хотя надо учитывать, что наравне с ростом спроса на уголь увеличивается и интерес к сланцевому газу. Два этих энергоносителя в предстоящую пятилетку явно перевесят спрос на нефть и ее производные, если добыча выйдет на новые уровни.

Если отталкиваться от общемировых и известных запасов угля, то он и правда не имеет конкурентов, говорит аналитик УК «Солид Менеджмент» Ирина Ступакова. Для сравнения: из существующих запасов нефти для нужд всей планеты ее хватит на 40-50 лет, газа на 60-70 лет, а вот углем можно пользоваться более 600 лет. То есть объективно уголь - это самый дешевый и доступный способ поддерживать топливно-энергетический баланс государств. Что касается лидеров по потреблению угля – Китая, Индии и США - то в этих странах оно и дальше будет нарастать; при этом, равно как и в РФ, все они будут делать упор на развитие электроэнергетического сектора и сектора ЖКХ.

Мировой рынок топлива, если рассматривать его со стороны потребления нефти и газа, очень уязвим. Пройдет не более 50-70 лет, и рынок начнет испытывать недостаток этих энергоресурсов. Выход есть: развивать сланцевые месторождения, которых на планете достаточно, чтобы обеспечить каждую страну этими ресурсами еще на несколько сотен лет вперед. Однако добыча сланцев далеко не везде реальна как с экономической, так и с экологической точки зрения. В США сланцевый бум уже реальность, но в Европе, России и странах СНГ это пока только мечты, так как нет ни возможностей, ни средств на реализацию дорогостоящего процесса. В этой связи последствия будут катастрофичны для экологии и здоровья населения тех стран, где его добывают в промышленных масштабах. Развитые страны если и будут использовать уголь, то уже сейчас на ТЭЦ и ГРЭС, использующих его, применяются специальные технологии, сокращающие выбросы продуктов горения в атмосферу. В развивающихся же странах такие технологии не развиты, и вопрос об их развитии пока никто не поднимал.

Таким образом, заключает Ирина Ступакова, можно ожидать, что увеличение доли использования угля в энергетике и промышленности ухудшит общую экологическую обстановку в мире, но снизит затраты на энергоносители. При этом развитые страны смогут позволить себе либо приобретать дорогие энергоносители (мы склоняемся к тому, что дешевыми сланцы, по мере исчезновения с рынка традиционной нефти и газа, быть перестанут) – сланцевые нефть и газ у США, чей приоритет будет высок, - либо использовать уголь с применением специальных технологий.

И все же выводы о том, что уголь может стать самым потребляемым топливом в мире, пока несколько преждевременны, сомневается, в свою очередь, управляющий активами финансовой компании Aforex Сергей Ковжаров. Да, бесспорно, КНР потребляет огромное количество угля, поскольку это наиболее доступный для них вид топлива, и инфраструктура очень многих китайских предприятий ориентирована именно на это. И, конечно, мировое потребление угля будет расти за счет этого. Но вместе с тем в Европе потребление угля будет падать. Сегодня газ в Евросоюзе существенно дороже, чем уголь, и потому многие производители электроэнергии перешли именно на него, и спрос на уголь в Европе близится к пиковой отметке. Но такая ситуация вряд ли будет продолжаться долго. Рост числа солнечных и ветровых электростанций, жесткая экологическая позиция властей ЕС против использования угля из-за большого количества выбросов в атмосферу в скором будущем приведут к падению его потребления. Кроме того, на ситуацию в будущем будет сильно влиять развитие добычи сланцевого газа. К примеру, в США цены на газ уже упали настолько, что энергетики используют именно газ, и его потребление в стране растет. Соответственно, перспективы угля не так очевидны.

Так или иначе, но «мы вряд ли сможем избежать доминирования ископаемых видов топлива в ближайшее время в энергетике. И хотя политики в развитых странах - таких, как Европа и США, борются за «зеленую» энергию, развивающиеся страны должны сначала осуществить и обеспечить соблюдение экологических норм, которые ограничивают вредные газы - такие, как диоксид серы, диоксид азота, ртуть и твердые частицы углерода, а это означает более высокую стоимость топлива или технологий. Таким образом, вопросы местного значения в развивающихся странах будут значить все больше и влиять на политику правительств, когда они станут мотивировать необходимость обеспечения сбалансированности экономического развития при управлении локализованным воздействием на окружающую среду в обозримом будущем", – заключил Уильям Дурбин.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики