Выдуманное путешествие

Всё – бла-бла-бла, кроме красоты

Выдуманное путешествие

«Путешествовать – полезно, это заставляет работать воображение. Все остальное – разочарование и усталость. Наше путешествие целиком выдумано. В этом его сила. Оно ведет от жизни к смерти» - с этих слов французского писателя  Луи Фердинанда Селина начинается фильм «Великая красота» Паоло Сорретино, вышедший в отечественный прокат  в кинотеатре «Иллюзион-Атриум». Фильм стал одним из главных претендентов  на премию «Оскар-2014» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Паоло Соррентино – личность на европейской кинематографической сцене, безусловно, примечательная. Если говорить в частности об итальянском кино, то его называют наследником великих итальянских классиков Феллини, Скола, Феррери, Висконти, Бертолуччи. Но во время просмотра его фильмов невозможно не вспомнить Джима Джармуша.

«Великая красота» - открытая аллюзия на «Сладкую жизнь» Феллини, что уже успели заметить многие критики. Герой «Великой красоты» Джеп Гамбарделла, как и Марчелло из «Сладкой жизни», - писатель и журналист. Но ему, в отличие от молодого героя Мастроянни, далеко за шестьдесят. Если журналист Марчелло пишет книгу, то Джеп Гамбарделла, опубликовав когда-то двадцать лет назад свою первую, все это время, почивая на лаврах, мечтает написать вторую. Фильм Феллини - о творческом кризисе возраста Христа, картина Соррентино - об экзистенциальном кризисе на закате жизни. Джеп Гамбарделла в фильме празднует свое 65-летие, но он мужчина хоть куда. Его роль исполняет любимый актер режиссера - Тони Сервилло, сыгравший уже не одну роль в предыдущих его картинах. В последнее время персонажами современного кинематографа становится далеко не молодые люди, немало картин посвящено героям-пенсионерам. Кстати, в одном из эпизодов Джеп встречает Фанни Ардан, играющую саму себя. Это отсылка к еще одному новому фильму про старость в радость - «Лучшие дни впереди», его премьерный показ в Казахстане состоялся на кинофестивале «Евразия» в этом году. В нем Фанни Ардан сыграла не желающую стареть героиню, врача-стоматолога на пенсии, увлекшуюся молодым мужчиной. «Лучшие дни впереди» уже в прокате - смотрите в «Иллюзионе-Атриуме».

Похоже, западный мир пожинает плоды префигуративной культуры, выйдя на новый ценностный виток,  в котором героями являются уже не молодые люди как образцы для моды и подражания, а молодые старики, не желающие стареть и умирать. Но эликсир бессмертия пока еще не изобретен, и героям приходится мириться с неизбежностью смерти. Богема, которая стала родным племенем для Джепа Гамбарделлы, приехавшего покорять Рим в нежном возрасте, постарела вместе с ним. В «Великой красоте» почти не показывают молодежь. Исключение составляет сын одной из героинь, страдающий шизофренией. Да и он умирает в начале второй половины картины в автомобильной катастрофе, воплощая потерянное поколение, у которого снесло крышу. Гроб приходится нести Джепу и другим престарелым друзьям матери (друзей у сумасшедшего молодого человека не нашлось - в кадре мелькнули лица таких же фриков). Пожилой человек (хотя о нем вряд ли так можно сказать) разражается неподдельными рыданиями, провожая в последний путь ушедшее раньше времени поколение Next.

Одинокий, статный интеллектуал с тонким вкусом и чувством юмора, облачающийся  в элегантные костюмы от дорогих портных, как и прежде, закатывает вечеринки на шикарной террасе с видом на Колизей. Но в последнее время он не ложится спать, предпочитая променад по утренним улицам Рима. Вечный город становится единственным другом и семьей для одинокого интеллектуала. Рим в фильме Паоло Соррентино таинственен, чарующ и отталкивающе прекрасен. Это античный Вавилон, по улицам и садам которого бродят, взявшись за руки, грех и невинность. Вечером его сотрясают оргии циников, утром в лучах солнца в нем резвятся дети и монахини.  Он полон древних чудес, хранящих прошлое зданий и статуй. Среди этих бесценных древностей хотят забыться, прожигая жизнь, представители богемы. Их пляски походят на лишенные священного смысла сатурналии. В прочем тайный смысл  их сохранен: потерять границы бытия, растворившись в Вечном городе.

Джеп когда-то написал роман «Человеческий аппарат», теперь же он готовит язвительные интервью о современном искусстве в модный интеллектуальный журнал. Повсюду - и в искусстве и в жизни - он сталкивается с симулякрами, копиями копий, нередко разоблачая грубые подделки с видом знатока. Рим, как и всегда, наполнен обманщиками и трюкачами, но трюкачество соседствует с чудом. Фокусник заставляет исчезнуть жирафа, а святая - появиться стаю фламинго. Все эти превращения происходят под прекрасную музыку. Разоблачение, срывание масок, высмеивание глупости  – его миссия. Если Марчелло – часть  поп-культуры, ее создатель-репортер, то Джеп - тоже ее часть, но уже как ее разоблачитель. У  «Сладкой жизни»  - горький конец: наказание совестью и стыдом за бесцельно прожитую жизнь. «Великая красота» в оправданиях не нуждается - «она спасает мир».  Переживания Джепа не социальны, а экзистенциальны: он ищет смыслы, великую красоту.  Она - подлинная суть жизни. Смысл - в переживании этих прекрасных мгновений, в их откровении. Бог тоже есть красота. Красота - корень корней, питающий все существующее. Она – вечность в мгновении. Ради нее стоит жить. И хотя в современном Риме красота, казалось бы, растеряна и развеяна растиражированностью и всепродажностью - она стала украшательством, как и эротика - порнографией. Все зависит от руки мастера, от ощущения им своей миссии. У Паоло Соррентино обольщающее и развращающее тело порноиндустрии сменяется красотой античных статуй и трепетной грудью невинной девушки из юношеских грез.

Эстетика  становится для Джепа смыслом существования. Он принадлежит, как писал еще Серен Кьеркегор, к эстетическому типу экзистенции. Эстет выбирает жизнь, полную удовольствий. Он живет и наслаждается жизнью. А если ему становится скучно и он понимает, что жизнь пуста, то начинает вспоминать прекрасные моменты. «Великая красота» - теодицея эстетики, оправдание искусства, поднимающего человека на ступень божественного.

В предыдущих своих работах, «Последствия любви» (2011) и «Где бы ты ни был» (2004), Паоло Соррентино размышляет об этическом предназначении человека, реализующего смыслы своего существования во взаимодействии с окружающими. Герои его фильмов достигают самореализации, совершая поступки ради других людей.

Посмотрите «Великую красоту» с восхитительным Тони Сервилло  в главной роли. Откройте для себя режиссера Паоло Соррентино; затем, не отрываясь, на одном дыхании, познакомьтесь с другими  его картинами: «Последствия любви» и  «Изумительный» с тем же Сервилло в главных ролях. Ироничен и драматичен «Где бы ты ни был» с Шоном Пенном, играющим ушедшую на покой звезду шоу-бизнеса, охотящуюся за престарелым нацистом.

Каменные лица героев, хранящие выразительность античных статуй, трагичная и одновременно ироничная статика, скупые движения под подобранные со вкусом саундтреки современной музыки и, конечно, увлекательные, с перипетиями и интригами, сюжеты – характерные приметы картин современного итальянского дарования.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?