Частная почта

Власти Великобритании и Португалии национализируют почтовых операторов. Это даст им дополнительные деньги для бюджета и позволит сделать управление компаниями более эффективным. Впрочем, в мире достаточно примеров успешной работы государственных почтовых сервисов, так что вопрос: что лучше - почта в государственной или частной собственности – остается открытым.

Частная почта

Работа почты в разных странах мира различна, однако проблемы, как правило, общие: обработка и отправление огромного количества почтовых отправлений, финансирование и рентабельность – далеко не весь список задач подобных компаний. Чаще всего эти вопросы берет на себя государство, но не так уж и редко этим занимаются и частные компании.

Так, например, власти Великобритании начали приватизацию Королевской почты. В ходе первичного размещения правительство страны уже предложило инвесторам 52,2% капитала компании. При этом приватизируемый пакет может быть увеличен. После приватизации у государства останется 37,8% акций Королевской почты, а в дальнейшем госпакет может уменьшиться до 30%, если будет реализован опцион доразмещения. Если правительство примет решение разместить дополнительное число ценных бумаг, доходы британского государства 3,16 млрд долларов. По словам британского министра по делам бизнеса Винса Кейбла, число заявок, поданных индивидуальными инвесторами, в семь раз превысило число акций, которые были выделены им для приобретения.

Приватизация почты потребовалась и другой европейской стране, Португалии. Там правительство продает частным инвесторам 70% акций национального почтового оператора в рамках приватизационной программы, согласованной в 2011 году с «тройкой» кредиторов. Из общего объема бумаг 5% будут зарезервированы для работников организации, они смогут приобрести их с дисконтом. После приватизации у правительства останется 30% оператора, а сама компания оценивается в примерно 600 млн евро.

В обеих странах при помощи продажи акций почтовых компаний намерены поправить финансовое состояние бюджета и параллельно улучшить работу почтовых компаний, так как, уверены большинство экспертов, частные компании в условиях рынка работают гораздо эффективнее, чем государственные. Между тем, нахождение в собственности у государства – далеко не проблема для постовых служб.

Так, в США государство имеет монополию на доставку стандартных писем и писем «первого класса». В 2012 году американская почта заняла первое место в рейтинге почтовых служб ведущих государств мира Oxford Strategic Consulting. В Англии – до текущего момента, почта полностью контролировалась государством, Posten Norge AS («Почта Норвегии»), принадлежит министерству транспорта и связи Норвегии и является монополистом в области перевозки и доставки почты в стране. В Японии Japan Post Holdings приватизирована, но 100% акций принадлежат государству, хотя в стране и идет почтовая реформа. В рейтинге Oxford Strategic Consulting Japan Post занимает второе место.

Есть успешные примеры и в «развивающемся мире». Так, почтовая служба Бразилии (Correios do Brazil) является одним из крупнейших государственных предприятий в Латинской Америке и отвечает за национальный почтовый сервис страны. Она находится под управлением министерства связи, не являясь его структурным подразделением. В начале февраля 2012 года Correios заняла первое место в рейтинге почтовых служб стран с быстро развивающейся экономикой Oxford Strategic Consulting. И это далеко не полный список успешных почтовых компаний, руководство которыми осуществляют власти.

Исторически в большинстве стран существовали как раз частные почты, и все они работали более чем успешно, рассказывает аналитик УК «Солид Менеджмент» Ирина Ступакова. К началу 20 века частные почты уступили место регулярным государственным почтам. Однако частный институт почты сохранился и продолжает работать в Нидерландах; в некоторых штатах США, такой тип почты обслуживает небольшие территории, находящиеся в личном владении на островах Великобритании.

Разумеется, чем меньше охват территории, тем больше у почты возможностей предоставлять качественное обслуживание, и за счет этого она выходит на самоокупаемость, так как обычно этими услугами пользуются состоятельные клиенты.

Что касается португальской почты, то правительство этой страны провело хорошую работу, сделав почту прибыльной, и теперь государству не нужно поддерживать эту структуру, и время для ее продажи выбрано правильно. Фондовые рынки находятся вблизи максимальных значений, и инвесторам будет интересен актив с известным брендом и множеством отделений. Учитывая плачевное состояние банковского сектора и недвижимости, которые не могут прийти в себя из-за кризиса, новый актив, которые в любом случае будет востребован у людей, вызывает интерес у портфельных инвесторов. Почту можно будет диверсифицровать, развивая на ее базе новые услуги, и получая за счет этого дополнительный доход.

Вообще важная особенность деятельности почтовых компаний любой страны — естественный монополизм, так как потребителям предоставляются общие условия обслуживания, с едиными тарифами и единые правилами доступа к почтовым услугам. Так что частным компаниям сектора приходится играть по существующим в данной сфере правилам.

И сейчас во многих странах понимают, что золотой век почты уже позади, и, соответственно, не имеет смысла тащить эту малорентабельную машину на плечах государства. Эффективный частный собственник сможет срезать цены, уволить неэффективный персонал и превратить убыточную компанию в прибыльный бизнес за счет большого охвата территории, отмечает управляющий активами финансовой компании Aforex Сергей Ковжаров. Большая известность и множество точек делают почту в любой стране лакомым куском для ритейлеровых проектов, вопрос лишь в том, как это использовать. Для того чтобы сделать почту прибыльной, необходимо уйти от госрегулирования тарифов, что вряд ли сделают, допустим в РФ, с «Почтой России», где она играет социальную роль для пенсионеров и малоимущих слоев населения. Кроме того, в РФ и странах СНГ многие вопросы до сих пор решаются письменно, например, те же уведомления в налоговую службу или регистрация на сайте госуслуг.

Большинство европейских почтовых операторов своевременно отреагировали на проблемы и вызовы времени, такие как падение количества письменных сообщений и рост объемов интернет-торговли – и за последние годы развивали доставку посылок, параллельно оптимизируя штат, работу с недвижимостью, филиальную сеть и т.д., рассказывает эксперт компании «БКС Форекс» Дмитрий Тремасов. Объем заявок на IPO Королевской почты ясно говорит о том, что инвесторы в курсе того, насколько преобразилась бизнес-модель старейшей почтовой компании за несколько лет реформы. Правда, от логистических проблем не застрахован ни один оператор. Так, в периоды пиковых нагрузок почтовики испытывают дефицит провозных лимитов авиакомпаний.

С одной стороны, международный опыт показывает, что развитие частной конкуренции на рынке почтовых услуг всегда положительно сказывается на общем уровне качества услуг и эволюции бизнес-моделей. С другой, важный нюанс заключается в том, что при столкновении со сложной конъюнктурой рынка частные операторы закрывают пункты обслуживания в нерентабельных местах, иногда прекращают работу убыточных служб, а государственный почтовый оператор не может просто так прекратить обслуживание убыточных районов или закрыть почтовые отделения, что, безусловно, сказывается на экономической эффективности.

И в самом деле, проблемы у почтовых услуг во всех странах схожие, отмечает директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал" Владимир Рожанковский. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными на фоне услуг коммерческой доставки государственная почта вынуждена поддерживать тарифы на низких уровнях. Это приводит к тому, что бизнес остаётся хронически низкомаржинальным и недоинвестированным. Частные курьеры - более успешны в основной массе, но и более подвержены изменениям рентабельности как следствие экономических циклов.

Впрочем, для решения таких проблем существуют службы экспресс-доставки, небольшие частные компании, которые не могут удовлетворить потребности в пересылке почты всей страны, но вполне способны успешно решать проблемы части потребителей. Заменить же собой работу национальной почты они вряд ли смогут. Если, в теории, переложить функции государственной почты на курьерские службы и сервисы экспресс-доставки, цена почтовых отправлений вырастет в 1,5-2 раза, но пропорционально вырастет и скорость доставки корреспонденции и писем, говорит аналитик МФЦ Анна Линевская.

Возможно, для некоторых стран был бы смысл сделать определенную градацию для почтовых сервисов, создавая условия и для сохранения национальной почты, и поддерживая развитие альтернативных путей доставки. Португалия пошла по пути приватизации, попросту желая спасти почтового оператора от дефолта и разрушения, так как в условиях финансового спада предприятие попросту убыточно. Позже его "приведут в порядок", потратив немало средств на это, и выпустят обратно на рынок. Вероятно, будущее все же за альтернативой почтовым гигантам.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики