Бога нет дома

Борьба за жизнь выше биологического инстинкта — смерть ставит перед человеком ценностный вопрос: «Ради чего?»

Бога нет дома

«Гравитация» — еще один фильм про космос, коих огромное количество. Хотя среди космических лент уже немало шедевров в своем жанре, картина Альфонса Куарона представляет нечто особенное. Несмотря на то что объемы компьютерной графики не уступают, как пишут критики, «Аватару», манеру съемок этого фильма можно назвать документальной. «Гравитация» — жесткий экшен, создающий эффект присутствия в открытом космосе. Пейзажи реалистичны: они таковы, какими мы их помним еще с тех дней, когда впервые увидели нашу планету на фотографиях, сделанных с орбиты, или на картинах космонавта Алексея Леонова. «Гравитация» — очень атмосферное кино, которое не просто увлекает динамичным действием и поворотами событий, сопровождающимися в буквальном смысле взрывными спецэффектами. Режиссер нашел способ вывести зрителя на земную орбиту, дав почувствовать ему разницу между невесомостью и гравитацией.

Помимо эстетического эффекта Куарон придает этим терминам философский, экзистенциальный смысл: героиню — доктора Райн Стоун в исполнении Сандры Буллок — не тянет домой, ее ничего не удерживает на Земле, поэтому, не видя смысла в борьбе за жизнь, она готова сдаться. Но ей не дает пасть духом напарник, командир экспедиции на космическом челноке, ветеран-астронавт Мэтт Ковальски (Джордж Клуни). Он продолжает даже с того света поддерживать юмором оставшуюся в одиночестве компаньонку. Космос выглядит ужасно ледяным и пустынным, покинутым Богом местом. У замерзающей в китайском космическом корабле Стоун начинаются видения. Она переживает пограничный опыт: слышит плач новорожденного с Земли и общается с проникшим через люк мертвым Ковальски.

Фильм не только воспроизводит чувственные переживания в космическом пространстве, но и поднимает вопросы о пребывании человечества в космосе, расставляет политические акценты. Как обычно в американском кино, эксплуатируется тема русской угрозы. Именно действия русских становятся причиной орбитальной катастрофы: гибели сначала американского шаттла, затем русской МКС, в конце — уже и китайской станции. Опрометчивые русские взрывают свой собственный спутник-шпион, осколки которого разносят все и вся на орбите. Американцы же пребывают в космосе исключительно с мирными научными целями: для ремонта телескопа «Хаббл».

Американка, оказавшаяся одна в открытом космосе, ведет себя героически. Кстати, во время просмотра меня не покидало ощущение, что похожие чувства возникали в детстве от советских фильмов. Только в них герои борются ради идеалов, общества и победы родной страны. Героизм в американском фильме связан исключительно с личным выживанием, хотя один из героев фильма, Мэтт Ковальски, жертвует собственной жизнью ради спасения партнерши. До этого он тоже демонстрирует альтруизм: сыплет шутками в совсем нешуточной ситуации. А в самом начале фильма доктор Стоун долго не желает оставлять научный прибор и продолжает его ремонтировать под угрозой опасности.

Еще одна примета фильма: героизм выживания в космосе демонстрирует не герой, а героиня. Это уже привычный подход в западном кино. Вспомнилась и фантастическая эпопея «Чужой» и «Чужие» с Сигурни Уивер в главной роли. Хотя жанрово «Гравитация» совсем другой фильм, его можно сопоставить разве что с «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика.

По словам американского актера Кевина Костнера, именно женщина является героем современного американского кинематографа. «Я всегда играл героев, которые были умнее и храбрее меня. Кинематограф лучше всех позволяет исследовать проблему героизма. Героизм в кино бывает разным. Очевидный героизм — когда один человек жертвует собой во имя другого человека, во имя своей семьи, отдает жизнь за свои принципы и свою страну. Но существует и другой тип героизма, который тоже можно исследовать в кино. И он всем известен. Это может быть история матери-одиночки, которая рано утром выходит на автобусную остановку, чтобы отправиться на свою первую работу, где работает восемь часов, а потом отправляется на дополнительную работу еще на три часа. Затем возвращается домой, чтобы покормить семью, почитать детям на ночь, помечтать с ними. И это повторяется изо дня в день. Это и есть героизм. Вы увидите такой героизм повсюду, если внимательно присмотритесь к людям»,— уверен актер, который дал интервью нашему журналу на кинофестивале «Евразия» в 2010 году.

Вопрос в том, как заинтересовать массового зрителя историей матери-одиночки. Ведь для многих кино — побег от реальности и развлечение. Большинству зрителей не хочется видеть на экране то, что окружает их в повседневности. Поэтому популярностью пользуются такие герои, как Бэтмен, Человек-паук и Лара Крофт. Но подлинное признание голливудскому кинематографу принесли картины об обычных людях, чьи истории были рассказаны как нечто уникальное и неповторимое. В этом смысле «Гравитация» повествует о героизме пусть и в экстремальных, но все же бытовых, рабочих условиях. В этот раз Голливуду удалось снять реалистичную увлекательную фантастику без инопланетян — идея одиночества в ледяном и безжизненном пространстве стала ведущей темой фильма.

Героиня Буллок, несмотря на свой научный бэкграунд, верит в существование потустороннего мира как места, куда уходят мертвые. Она также планирует встретиться с дочерью и Мэттом после смерти и поручает Мэтту присмотреть на том свете за девочкой. В «Прометее» Ридли Скотта, автора упомянутых «Чужих», отчетливо звучит религиозный мотив. Носящая распятие верующая героиня отправляется на встречу с Создателем в буквальном, физическом смысле слова, пересекая космическое пространство на летательном аппарате. Первый опыт встречи с богами-олимпийцами приносит поражение. Те, кого вначале люди принимали за богов, оказываются искусственными марионетками, созданными для уничтожения жизни. Но кто создал их? Так может возникнуть уходящая в дурную бесконечность причинно-следственная цепочка творения.

Вопрос о существовании сверхсущего, Бога, и чувство одиночества перед бесконечностью космоса становятся главной апорией современной американской фантастики. Бесконечность и трансцендентность парадоксально соседствуют в космической одиссее. Бескрайность Вселенной ограничивается полаганием трансцендентного измерения. Эстетика звездного пространства дает переживание бесчисленности миров, но взгляд героини устремлен не в космические дали, а внутрь себя. Выходя на орбиту, человек встречается не с инопланетным разумом или Творцом, а с самим собой и становится, как писал еще Августин Блаженный, главной проблемой для самого себя. Тут можно и перевернуть знаменитую поговорку: сам не плошай, да на Бога надейся. А как иначе?

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее