Хоргоский долгострой

Хоргоский долгострой

Казахстанская часть Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос» к настоящему времени построена частично, хотя проект должны были завершить еще в 2012 году. Теперь представители МЦПС  планируют изменить концепцию строительства объектов центра.

Начали «Хоргос» возводить еще в 2005 году, возлагая на него огромные надежды:  центр должен был стать  частью инновационного развития страны,  активизировать деловую жизнь региона,  способствовать развитию международного туризма на «Великом шелковом пути» и развивать транспортно-логистическое и терминальное приграничное  обслуживание. Для простых обывателей «Хоргос»  – территория безвизового режима, где граждане наших и  даже третьих стран могут заниматься шопингом, назначать деловые встречи, заключать контракты, проводить досуг.

Граждане Казахстана и  других государств, законно пребывающее на территории Казахстана, при наличии паспорта могут посетить китайскую часть МЦПС «Хоргос» без оформления визы на срок до 30 суток. Вывозимый товар из МЦПС «Хоргос» не облагается таможенными пошлинами, если не превышает по сумме 1500 евро, а по весу 50 кг на 1 человека.

К настоящему времени  китайская сторона практически полностью выполнила условия соглашения: завершила строительство объектов и начала торговлю. А казахстанская сторона пока осуществляет лишь первый этап реализации проекта: строительство инфраструктуры, которое финансируется за счет бюджетных средств. На эти цели было выделено 78 млрд тенге, и по госпрограмме оно должно завершиться в 2015 году. Параллельно с этим идет привлечение к строительству объектов частных инвесторов. 

На сайте МЦПС размещена информация, согласно которой затраты на строительство коммерческих объектов с привлечением частных инвесторов должны составить 309 154,37 млн тенге. То есть на 1 тенге из республиканского бюджета должны быть привлечены 4,2 тенге  частных инвестиций.

«Я не буду скрывать, что мы немного опаздываем с завершением строительства, в сфере  частных инвестиций. На сегодня практически полностью подходит к концу строительство по одному из проектов: логистическая компания построила терминал стоимостью более 700 млн тенге, но этого, конечно, мало, - рассказывает вице-президент компании МЦПС «Хоргос» Сакенгали Нуртазин. - Китайская МЦП застраивается активно, причина в том, что там есть государственная поддержка. То есть инвестиции не разделены на государственные и частные. Практически все инвестиции идут под эгидой государства. Поэтому мы немного опаздываем».

Вместе с тем вице-президент подчеркнул, что происходит изменение концепции казахстанской части МЦПС. «Первоначально концепцией было заложено практически зеркальное отражение китайской части: такое же количество гостиниц и торговых центров. Жизнь показывает, что, наверное, не нужны те объекты в таком виде, в котором они были заложены. Поэтому мы сейчас пересматриваем в пользу других компонентов проекта. Позже мы представим вам этот проект. У нашего проекта так или иначе большое будущее», - отметил Сакенгали Нуртазин. Сейчас казахстанская часть МЦПС составляет 185 га, китайская – 343 га.

Несмотря на неполную инфраструктурную готовность, приграничный центр уже проводит торговые ярмарки. В сентябре 2012 года с МЦПС «Хоргос» было налажено постоянное транспортное сообщение. По железнодорожной магистрали «Жетыген - Хоргос» был запущен первый пассажирский поезд.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики