Дожить до 2020 года

Дожить до 2020 года

Казахстанских производителей зерна ожидают сложные времена. Хотя объем нынешнего урожая прогнозируется  выше прошлогоднего (18 млн тонн против 12,9 млн тонн в валовом весе), качество зерна оставляет желать лучшего. К тому же значительно снижается зерновой экспорт. Согласно сведениям Комитета таможенного контроля, в августе экспорт пшеничной и пшенично-ржаной муки снизился на 22% (с 151,8 тыс. тонн до 135,1 тыс. тонн по отношению к июлю), отгрузка пшеницы и меслина сократилась на 25% (с 275 тыс. тонн до 206,7 тыс. тонн).

Министерство сельского хозяйства не стало дожидаться окончательных итогов маркетингового года и уже нашло виновных во всех бедах казахстанских аграриев.  По мнению главы ведомства  Асылжана Мамытбекова, в этом году нам помешало недостаточное финансирование наших крестьян и сверхфинансирование белорусских.

Разные модели

Министр Мамытбеков считает, что как только объем государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК) будет значительно увеличен, хотя бы до уровня других стран ТС, обе проблемы, связанные с урожаем, - плохое качество и низкий объем экспорта - будут решены. Во-первых, можно будет закупить новую технику и технологии; во-вторых, станет возможным административными методами регулировать экспортные цены на сельхозпродукцию, как это делают, например в Белоруссии. К методам ведения хозяйства этой страны у  г-на Мамытбекова, похоже, особая любовь.

«Объем господдержки сельского хозяйства к валовому объему произведенной сельхозпродукции в Белоруссии равен 18%, в России - 6%, тогда как в Казахстане  4%. При этом, согласно договоренности стран-участниц ТС, уровень господдержки не должен превышать 10%», -  сказал министр на заседании правительства во вторник.

По его словам, именно благодаря высокому объему господдержки белорусские производители сырья и перерабатывающие предприятия имеют лучшие технологии и технику по сравнению с Казахстаном. «Все это существенно отражается на качестве производимой продукции. Здесь также надо отметить, что система государственного управления, форма собственности и механизм работы с ними в Беларуси позволяют административными методами устанавливать закупочные цены на сырье для перерабатывающих предприятий. Это создает преимущества для продвижения сельхозпродукции этой страны», - пояснил глава минсельхоза.

В Евразийской экономической комиссии пояснили, что несмотря на действительно существующую договоренность о предельно допустимых размерах господдержки, оказывающих искажающее воздействие на торговлю (проще говоря - демпинг), белорусская сторона обязалась за 6-летний период снизить поддержку  с 16% в 2011 году до необходимых 10% в 2016-м. Такие преференции связаны со структурой белорусской экономики, которая опирается в первую очередь на реэкспорт российского сырья и свое сельское хозяйство. Уровень дотаций сельскому хозяйству Белоруссии традиционно достигает 60 % при мировой норме в 20-30 %.

При этом среди трех стран ТС по совокупной поддержке сельского хозяйства последнее место занимает отнюдь не Казахстан, а Россия.

Первый заместитель председателя правления НЭПК «Союз «Атамекен» Рахим Ошакбаев отмечает, что следовать опыту Белоруссии для Казахстана сейчас неэффективно.

«Белоруссия административно регулирует цены на  готовое сырье, но это не значит, что мы должны следовать их опыту, потому что дело, несомненно, в устойчивости их экономической модели. Поскольку они регулируют цены, то есть фактически демпингуют, их предприятия на 100% государственные, поэтому они имеют доступ к деньгам: по сути дела - это невозвратные кредиты. Белорусская экономическая модель неэффективна. Если казахстанским предприятиям необходимо следить за прибылью, чтобы возвращать инвестиции и займы, то для белорусских предприятий основной показатель – объем выпуска.  Безусловно, это дает им какую-то занятость, какую-то экспортную выручку, но сомнительно - насколько это эффективно в долгосрочной перспективе», - отмечает эксперт.

Если посмотреть на структуру поддержки, оказываемой сельскому хозяйству стран ТС и ЕЭП, можно заметить, что сейчас казахстанская и белорусская модели диаметрально противоположны.

В рамках госпрограмм казахстанское правительство стремится больше инвестировать в структурные изменения и развитие, в то время как больше 80% выделяемых белорусским крестьянам средств уходят на покрытие производственных затрат.

Тратить с умом

Недостаточность финансирования традиционно указывается нашим Минсельхозом как основная проблема сельского хозяйства. Именно поэтому в нынешнем году правительство приняло программу «Агробизнес-2020», предусматривающую  более чем достаточное финансирование АПК: до 2020 года планируется в 4,5 раза увеличить объем вливаемых средств.

«Вы все знакомы с программой «Агробизнес-2020», которая направлена на поддержку агропромышленного комплекса и включает в себя финансовую поддержку, страхование рисков, лизинг сельхозтехники, а также внедрение новых технологий в отрасли. На все это выделяется более 3 трлн тенге. Это очень высокие затраты. Необходимо также отметить, что за прошедшие  годы мы уже вложили в сельское хозяйство более 1,5 трлн тенге», - напомнил на этой неделе  президент Нурсултан Назарбаев во время посещения Костанайской области.

Другой вопрос - насколько необходимо увеличивать объем финансирования, если  эффективность его использования стремится к нулю, что признал и глава государства.

Во время августовской поездки в Костанай он подчеркнул необходимость полноценного функционирования региональных объектов, созданных в рамках индустриальной программы.

«Так,  14 введенных объектов не работают, имеются объекты, которые функционируют лишь на 50% от заявленной мощности. Для чего мы тратили государственные деньги? Это говорит о том, что существует недостаточное внимание к таким вопросам. Неполное функционирование промышленных объектов также снижает налоговые поступления в региональный бюджет. Кроме того, за 3,5 года реализации индустриальной программы 4 района области не были включены в программу и там, соответственно, не открывались индустриальные проекты», - сказал президент Назарбаев.

Рахим Ошакбаев отмечает, что не видит смысла в повышении объема господдержки, когда нужно увеличивать эффективность уже выделяемых средств.  «Резерв повышения эффективности, на мой взгляд, очень высокий даже в рамках тех денег, которые выделяются.

Говорить о том, что сельское хозяйство целиком и полностью зависит от субдисидий, от господдержки, возможно, и оправданно. Но есть смысл сослаться и на страны Кернской группы (страны-члены  ВТО, являющиеся экспортерами сельхозпродукции: Аргентина, Австралия, Канада, Бразилия, ЮАР, Чили и др.,- ред. Expertonline.kz). Это  страны, которые принципиально отказываются от субсидирования сельского хозяйства, и в итоге имеют самых эффективных, самых конкурентоспособных сельхозпроизводителей и огромный экспортный потенциал. Если мы доведем поддержку сельского хозяйства до того уровня, что в Евросоюзе и в Белоруссии – мы попадем в институциональную ловушку. В Европе на один гектар угодий выделяется 350 евро. Это то, чем они не гордятся, но и не могут сократить, поскольку их сельхозпроизводители привыкли к такому порядку вещей. Пять лет назад 50% бюджета Евросоюза уходило на субсидирование сельского хозяйства, и как только власти собирались его сократить, то сразу получали тракторы на площадях, фермеры бастовали против сокращения господдержки», - отмечает эксперт.

По мнению г-на Ошакбаева, увеличить эффективность уже оказываемой господдержки сейчас можно, повысив доступность кредитов и понизив ставки. «Сейчас в Казахстане только 15% фермеров получают субсидии, остальные 85% не получают их по разным причинам. Одна из причин: для них это невыгодно, потому что, условно говоря, за каждые 100 тенге, которые получает фермер, он должен вернуть 115. Господдержка не охватывает всех. Для повышения эффективности субсидирования есть две точки приложения сил, которые дадут максимальный эффект. Первое – доступность денег, нужны более дешевые кредиты. Второе – это, безусловно, знания, то есть распространение знаний», - выражает свою точку зрения представитель НЭПК «Союз «Атамекен».

В этом году Минсельхоз планирует собрать 16-18 млн тонн зерна, пусть даже не очень высокого качества. Несмотря на сетования о недостаточном и неэффективном финансировании, Казахстан, в отличие от соседей, стремится поддержать структурные изменения в сельском хозяйстве посредством стимулирования, инвестиций.

Возможно, разочарований к 2020 году будет не так много. 

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности