Японская дилемма

Для того, чтобы увеличение налога с продаж не остановило рост японской экономики, в нее закачают триллионы иен

Японская дилемма

Даже если бы у японского премьера Синдзо Абэ не было несомненных успехов в возрождении японской экономики, находившейся последние два десятилетия в состоянии летаргического сна, он все равно вошел бы в историю как глава правительства, который первым за 16 лет поднял налог с продаж.

Премьер-министр Страны восходящего солнца со своего первого дня пребывания у власти, начавшегося в самом конце прошлого года, терзался вопросом: следует или не следует повышать налог с продаж? После 8-месячных раздумий и сомнений он все же решил увеличить его на 3%. Для того, чтобы не загубить слабые ростки экономического роста, правительство Японии закачает в экономику 5 трлн иен.

Впереди планеты всей

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ пришел к выводу, что экономический рост, конечно, очень важен, но нельзя забывать и об астрономических размеров долге Японии. Он составляет 1 квадриллион иен (10,2 трлн долларов), или 220% от ВВП, и по этому показателю является самым высоким среди развитых стран. Как образовался такой гигантский долг - не секрет: последние три года, например, более половины расходов правительства финансировались за счет выпуска новых гособлигаций, т.е. наращивания госдолга.

«Растолкав» спавшую экономику, Абэ решил взяться за долг. Для того, чтоб хотя бы немного его понизить, он намерен увеличить налог с продаж на 3%. Это должно принести казне порядка 8 трлн иен.

Для смягчения удара по экономике правительство Японии приняло программу ее стимулирования испытанным методом: закачкой 5 трлн иен, суммы внушительной даже по меркам таких гигантов, как США и КНР.

Программа состоит из нескольких десятков пунктов. Например, из выплаты денежных пособий семьям с низким уровнем доходов и предоставления налоговых льгот компаниям, которые проводят активную инвестиционную политику и повышают зарплаты своим сотрудникам. Кстати, за счет налоговых льгот предполагается облегчить их налоговое бремя на 1 трлн иен.

Деловое сообщество Японии приветствовало решение правительства о повышении налога с продаж.

«Фискальная стабильность является позитивным моментом как для всей страны, так и для компаний в средне- и долгосрочной перспективе», - выразил мнение большинства бизнесменов Кадзуо Хирай, директор компании Sony Corp.

Налог с продаж, составляющий сейчас 5%, с 1 апреля 2014 года повышается до 8%. Идея увеличения этого налога принадлежит предшественнику Синдзо Абэ – Ёсихико Ноде, но принимать мучительное решение пришлось именно ему.

Экономическое возрождение и фискальная реабилитация

Никто не спорит с тем, что дополнительная налоговая ноша тяжким грузом ляжет на плечи совсем недавно начавшей просыпаться от долгого сна японской экономики. Однако, выполняя предвыборное обещание разбудить ее, премьер Абэ понимал, что не должен забывать и о долге. Рост государственного долга - не менее страшная угроза, чем дефляция, потому что чрезмерно высокий долг грозит потерей доверия инвесторов к финансовой политике страны. Доверие инвесторов очень важно, потому что от него напрямую зависит цена заимствований, без которых не сможет ни существовать, ни тем более развиваться ни одна экономика. Чем оно ниже, тем выше процентная ставка и тем дороже обходятся кредиты. И наоборот: чем сильнее верят инвесторы в фискальную политику правительства той или иной страны, тем меньше они просят за свои деньги.

«Экономическое возрождение и фискальная реабилитация являются единственным для нас способом достичь одновременно двух этих целей, - заявил Синдзо Абэ на пресс-конференции, транслировавшейся всеми главными японскими телекомпаниями в прямом эфире. - Убежден, что экономико-политический пакет, который мы сегодня приняли, является лучшим способом достижения этих целей».

Между тем деловые и финансовые круги Страны восходящего солнца уже призывают правительство к дальнейшим действиям. Больше всего их волнует дальнейшее снижение налога на прибыль корпораций, составляющего сейчас 38% и являющегося одним из самых высоких в мире. Абэ удалось убедить оппонентов правящей коалиции отменить временное увеличение этого налога, что позволит предприятиям сэкономить 900 млрд иен. Окончательное решение по этому вопросу будет принято в декабре.

Премьер-министр также пообещал серьезно рассмотреть дальнейшие сокращения расходов, но конкретных предложений в этом вопросе не сделал.

Инвесторов интересует, выполнит ли премьер Абэ обещания провести дальнейшие структурные изменения, направленные на усиление роста. Например, создаст ли специальные экономические зоны, которые будут при помощи различных льгот привлекать инвесторов из-за границы.

Чудеса абэномики

Синдзо Абэ принял решение об увеличении налога с продаж летом, когда целый ряд положительных экономических и финансовых показателей фактически не оставил ему  выбора. 

Повышение налога будет стоить потребителям ежегодно около 8 трлн иен. Эта немалая сумма, уверены экономисты, окажет существенное отрицательное влияние на потребление, хотя все надеются, что оно будет носить временный характер.

Некоторые экономические советники премьера предлагали отложить увеличение налога с продаж или проводить его постепенно. Главный довод – опасения, что будут потеряны достижения абэномики. Так называют сейчас в Японии фискальную политику правительства Абэ, заключающуюся в ослаблении монетарной политики, в гибких расходах правительства и структурных реформах. Она также ослабила иену по отношению к главным валютам и сделала японский экспорт более конкурентоспособным.

Абэномика, по всеобщему мнению, является наиболее энергичной попыткой выйти из стагнации, наступившей в начале 90-х годов прошлого века.

Перед Синдзо Абэ, надо заметить, стоит сложная задача. Он не может бросить все силы на ускорение роста экономики, потому что перед Токио стоит не менее важная проблема – госдолг.

Министерство финансов Японии, Bank of Japan и МВФ недавно предупредили Синдзо Абэ, что если он отложит повышение налога с продаж, то рынки могут усомниться в решимости правительства вернуть долги и еще больше поднимут процентные ставки.

«Всем следует понять, что приоритетную задачу моей администрации, заключающуюся в том, чтобы положить конец 15-летней дефляции, - сказал недавно премьер Абэ, - выполнить нелегко. Поэтому очень важно найти баланс между экономическим выздоровлением и фискальной стабильностью».

Увеличение налога с продаж пройдет в два этапа. Второй этап – повышение до 10% - намечен на октябрь 2015 года. Синдзо Абэ будет принимать решение по нему в зависимости от состояния экономики.

Печальная традиция

Конечно, принимая решение о повышении налога, Синдзо Абэ должен был подумать и о том, как эта мера отразится на его рейтинге, популярности у населения. Благодаря успехам в экономике рейтинг премьера по-прежнему зашкаливает за 50%, но повышение налога с продаж наверняка его существенно понизит. Налог с продаж затронет практически все товары и услуги в Стране восходящего солнца, и поэтому он крайне непопулярен.

Пока еще никому из политиков, повышавших налог с продаж, не удалось удержаться у власти. Первым поплатился премьерским креслом Масаёши Охира. Он предложил ввести этот налог в 1979 году и в том же году проиграл выборы в верхнюю палату парламента.

Нобору Такэсита ввел налог с продаж в 1989 году и через пару месяцев был вынужден уйти в отставку. Через 8 лет Рютаро Хашимото налог увеличил с 3 до 5% и через год проиграл выборы. Ёсихико Нода предложил два дальнейших повышения до 10% и проиграл выборы Синдзо Абэ. Удастся ли сломать эту невеселую традицию Синдзо Абэ, покажет время.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики