Без альтернатив

Бауыржан Тулепов, начальник отдела отраслевой аналитики «БТА Секьюритис», полагает, что глава казахстанского центрального банка имеет мало пространства для маневра.

Бауыржан Тулепов
Бауыржан Тулепов

— Смена руководителя центрального банка Казахстана, на наш взгляд, не должна принести каких-либо кардинальных изменений в денежно-кредитной политике страны. Такая точка зрения основывается на ограниченных возможностях Национального банка в достижении главной своей цели: в борьбе с ростом потребительских цен, поскольку во многом источником этой проблемы является не сам Нацбанк, а текущая государственная политика Казахстана, предусматривающая наращивание государственных расходов и повышение роли государства в экономике страны. Национальному банку, по сути, остается лишь идти по безальтернативному пути, выбирая те или иные методы денежно-кредитной политики для решения конкретных текущих задач.

Если посмотреть на проблему сдерживания роста инфляции в Казахстане более пристально, то можно отметить несогласованность действий правительства и центрального банка страны в этом столь важном вопросе. Один орган принимает решения, раздувающие инфляцию, второму остается предпринимать, мягко говоря, не совсем эффективные методы для борьбы с этим в долгосрочном периоде. Инициативы правительства Казахстана по усилению диверсификации экономики страны, подпитываемые высокими поступлениями в бюджет средств от продажи нефти и нарушающие базовые монетарные принципы управления экономикой, приводят к формированию в стране лишь дополнительного инфляционного давления. На практике высокая (по определению — ползучая) инфляция трансформируется в удорожание жизни населения и при этом оказывает губительное воздействие на конкурентоспособность казахстанских предприятий, особенно занятых в производственном секторе и конкурирующих с импортной продукцией. Кроме того, чрезмерное вмешательство госкомпаний негативно влияет на формирование процентных ставок внутри Казахстана, сбивая их эффективный уровень в сторону понижения, что является причиной для снижения уровня накоплений в стране и плохого качества кредитных портфелей банков. В таких условиях Национальный банк располагает действительно очень скудным набором стабилизирующих инструментов, особенно в период «нулевого» банковского кредитования, когда нельзя использовать инструменты, регулирующие банковский кредитный мультипликатор. Так, например, номинальная ревальвация курса тенге, которую использовал Национальный банк с 2003 по 2008 год для сдерживания инфляции, на этом фоне способна оказать вдвойне губительный эффект на экономику. Но парадокс при этом заключается в том, что центральный банк Казахстана не может также и девальвировать курс национальной валюты — нет фундаментально оправданного решения для нивелирования негативного эффекта от высокой инфляции, во избежание еще больших негативных последствий. К последним можно отнести провоцирование дальнейшего роста потребительских цен, увеличение долларизации экономики Казахстана и, наконец, чисто внутреннюю проблему страны: ухудшение инкассации большого объема займов, выданных банками в иностранной валюте (на 1 сентября их величина составила почти 30% от общего кредитного портфеля банков Казахстана). Таким образом, перед Нацбанком стоит вопрос стабильно высокой инфляции в стране, вызванной действиями правительства. Все это отчасти (а может быть — во многом) объясняет, почему в последние несколько лет Национальный банк придерживался так называемой «стабильной» политики, в частности — не допуская на валютном рынке ни сильных укреплений, ни сильных ослаблений курса национальной валюты. Это показывает на некую безальтернативность курса НБРК в долгосрочной перспективе.

От нового руководителя центрального банка требуется, в первую очередь, донести до правительства мысль о том, что высокая инфляция в стране оказывает перманентное губительное влияние на все государственные программы, предпринимаемые Казахстаном, и может быть остановлена только за счет более сбалансированного бюджета, существенно ограничивающего роль государственных компаний и финансов в экономике. В противном случае от нового руководителя центрального банка требуется сохранение тонкого паритета в использовании инструментов денежно-кредитной политики — такого, чтобы не нанести экономике еще больший ущерб, образуемый от политики Казахстана по наращиванию государственных расходов. Прежний руководитель Национального банка Григорий Марченко умел находить такой паритет за счет стабильности и транспарентности своих решений.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности