Бесхитростный народ

Бесхитростный народ

Коммунально-платежный скандал, связанный с обвинениями, выдвинутыми Антимонопольной инспекцией в адрес пяти крупных банков второго уровня (БВУ) и АО «Казпочта», раскрылся с неожиданной стороны: Агентство по защите конкуренции и поставщики услуг заявляют, что банки вообще не имеют права брать какие-либо комиссии с жителей.

 «Банки вообще не вправе взимать плату. Потому что эти расходы включены в тарифы субъектов естественных монополий, а именно - предприятий коммунальных услуг (горячая и холодная вода, тепло, электроэнергия). При оплате стоимости размеров тарифа потребители уже оплачивают эти расходы. А коммунальные предприятия, согласно договорам с БВУ, возмещают эти расходы», - заявил Азамат Камшымбаев, руководитель антимонопольной инспекции по городу Алматы. По его словам, сейчас проводится сбор и анализ материалов и информации, предоставляемых БВУ.

Слова антимонопольщика подтверждают и поставщики услуг. Так, по словам Ольги Левашовой, начальника производственного отдела АО «АЛСЕКО», практика двойного платежа за одни и те же услуги сложилась давно.

«Понятия не имею, почему они берут дополнительные комиссии с жителей. Получается, поставщики услуг ежемесячно оплачивают услуги банков, и те еще берут те же самые платежи с жителей. В тарифе уже заложены операционные расходы банка, когда вы оплачиваете услуги, банк перечисляет деньги поставщику услуг за минусом комиссионных, которые он за свои услуги взял», - поясняет Левашова.

По ее словам, предпринимались неоднократные попытки выяснить у банков, откуда берется еще один платеж, однако результатов так и не удалось достичь.

«Когда они только начали это делать, мы попытались выяснить ситуацию, на что нам отвечали, что это внутренняя политика банка, не вмешивайтесь», - говорит она.

По данным агентства РК по статистике, в стране насчитывается 1 678 992 домохозяйств. Учитывая, что средняя комиссия по банкам составляет 70 тенге, получается, что ежемесячно банки зарабатывают дополнительно 1,17 млрд тенге (около 784 тыс. долларов). Что касается пяти банков второго уровня, которые обвиняются АЗК в сговоре (АО «Казкоммерцбанк», АО «АТФ Банк», АО «Евразийский банк», АО «Альянс банк», АО «Нурбанк»), а также Казпочты, то на долю этих организаций приходится как минимум 30% платежей, то есть более 35 млн тенге (235 тыс. долларов) ежемесячно.

Впрочем, сами банки обвинения категорически отрицают. В АТФ Банке пояснили, что хоть домохозяйства действительно выплачивают банкам комиссии, их не хватает для покрытия затрат банка.

 «Утверждение о том, что банки вообще не должны взимать комиссионные с клиентов за оплату коммунальных услуг, не совсем объективно. Поставщики услуг (организации, на чей счет поступают платежи) действительно выплачивают банкам комиссии, которые покрывают лишь часть затрат банков на проведение операций. Вторая часть оплачивается клиентом. АТФ Банк осуществляет прием платежей за коммунальные и иные услуги по платежным документам в своих структурных подразделениях и зачисляет их на счет бенефициара согласно заключенным договорам об оказании услуг по приему платежей. Предоставив эти услуги, банк удерживает комиссию за зачисление денег, принятых путем взноса наличных в кассу банка физическими лицами, на текущий счет юридического лица/ индивидуального предпринимателя в качестве оплаты коммунальных услуг. Именно эта услуга - зачисление денег - оплачивается из средств субъекта естественной монополии.

При этом с физического лица взимается другая комиссия: за пересчет наличных денег при оплате коммунальных и иных услуг. Затраты по этой части не возмещаются банкам  поставщиками услуг. Таким образом, комиссия с физического лица покрывает операционные расходы банка, возникающие в процессе обработки платежей», - пояснили в АТФ.

Представители АО «Казкоммерцбанк» сообщили, что им неясна сама суть претензии: «Мы так и не получили каких-либо конкретных претензий на официальном уровне со стороны АЗК, поэтому пока нам комментировать нечего. Нам непонятна сама суть претензий».

Источник «Эксперт Казахстан», близкий к ситуации, сообщил, что несмотря на дополнительные платежи, у жителей все же есть много других возможностей оплачивать счета, в том числе напрямую поставщику.

«Очень странная инициатива АЗК, на мой взгляд. Мне кажется, что сегодня существует множество альтернативных способов оплаты коммунальных и других услуг: это платежи офлайн через банки второго уровня, через Казпочту, платежные терминалы, затем через интерент-банкинг - кстати, это наиболее выгодный способ, так как комиссионные берутся так же, как за обычное обслуживание карточных транзакций. Можно платить напрямую поставщикам услуг:  например, за услуги Казахтелекома - в его отделениях.  Если государство так озабочено ситуацией на конкурентном поле, то пусть начнет с банков с госучастием и Казпочты и установит там низкие тарифы. Возможно, таким образом, удастся снизить комиссионные и в других банках».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики