Неэффективные инновации

Инновации имеют огромное значение для развития общества и бизнеса, но в конкурентной рыночной среде их разработка и распространение могут быть неэффективными. На помощь бизнесу должно прийти государство: оно может дать оценку эффективности и спросу на инновационные продукты, поддержав его при помощи субсидий, защиты интеллектуальной собственности и кредитования

Неэффективные инновации

Инновации имеют огромное значение для развития общества, но в конкурентной рыночной среде их разработка и распространение могут быть неэффективными, считает Томас Такало (Tuomas Takalo). Как сообщается в статье «Предпосылки и инструменты государственной инновационной политики» (Rationales and instruments for public innovation policies), опубликованной Open Economy, такое положение является одним из примеров ошибок рынка и указывает на необходимость государственного вмешательства в ситуацию. 

Несовершенство финансового рынка может повредить внедрению инноваций. Например, участники рынка обладают разной информацией, что препятствует эффективному распределению финансов, предназначенных для разработки инноваций. Репутация и аудит фирм – достаточно надежные инструменты в стандартных условиях, но, как правило, не работают в отношении фирм-производителей инноваций, так как зачастую инновациями занимаются небольшие компании. В итоге без участия государства этот сектор экономики оказывается недоинвестированным. Государство же способно собирать информацию по различным проектам, оценивать ситуацию в целом и выделять приоритетные направления для инноваций, то есть смотреть на ситуацию глобально. Кроме этого, государство может проводить сертификацию проектов, что создаст определенные индикаторы для инвесторов, считает Томас Такало.

В то же время следствием активной государственной политики в этой области может стать избыточное финансирование инновационного сектора. Отбора проектов не производится, поэтому поддержку получают как удачные, так и неэффективные.

Другой важной задачей государственной политики должно быть увеличение поддержки инноваций  при неблагоприятной общеэкономической ситуации и уменьшение ее в период экономического подъема.

На инновации влияют и внешние эффекты. Они возникают в результате того, что фирмы, занимающиеся ими, не могут точно оценить последствия своих вложений. Например, прогнозировать миграцию рабочей силы в другие компании. Кроме того, в производстве инноваций имеет место кумулятивный эффект, когда на основе одного нововведения другой игрок рынка осуществляет новое открытие. В итоге автор инновации получает лишь малую часть общего дохода от внедрения нового продукта.  Проблема внедрения новых технологий состоит и в том, что одно и тоже изобретение имеет разную ценность с точки зрения экономики и с точки зрения социальной значимости. Таким образом, проблема внешних эффектов включает множество аспектов, что создает трудности для разработки эффективной инновационной политики.

Так что вполне понятно и естественно обусловлено, что традиционно инновации поддерживаются на уровне государства, указывает аналитик МФЦ Анна Линевская. Во-первых, это требует финансирования; во-вторых, сам запуск подобных проектов довольно сложен и тяжел. К тому же отдача финансового капитала тут может быть очень длительной, и это мало привлекает частных инвесторов. Процессы распространения инноваций также могут быть протяженными по времени, и здесь тоже нужна опора на государство и бюджет: внедрение новых технологий может занимать от двух до 10 лет.

Между тем - государство может поддерживать инновации при помощи ряда способов, пишет финский экономист. В их числе - защита интеллектуальной собственности. Этот механизм эффективен на стадии разработки инноваций, он обеспечивает защиту произведенного продукта. Однако на стадии внедрения он же является, скорее, препятствием. В отличие от интеллектуальной собственности, субсидии – более гибкий механизм. Они могут быть эффективны на различных стадиях разработки и внедрения инноваций, позволяют поддерживать совместные исследования. Этот механизм активно используется в развитых странах. Средства на инновационную деятельность обычно выделяются в двух формах. Это либо прямые субсидии (в том числе инвестиции в акционерный капитал), либо льготные кредиты.

Кредиты эффективны на стадии разработки инноваций, но их сложно использовать при распространении нововведений. Кредиты, будучи более дешевыми в части    административных расходов, оказывают более предсказуемое влияние, чем гранты.

Если предприниматели не вкладывают собственные средства в проекты, то потенциальные инвесторы не могут быть уверены в обоснованности привлечения финансовых средств. Решить проблему могло бы использование налоговых льгот вместо прямого субсидирования фирм, считает автор исследования.

Конкурсы и призы часто предполагают отказ разработчика от интеллектуальной собственности. Такие инновационные продукты становятся общественным достоянием, что стимулирует их распространение. Схожим эффектом обладают государственные заказы на инновации, которые часто используются в медицине и военной сфере.

Такало считает, что необходим баланс между стимулированием производства инноваций и стимулированием их распространения, да и в целом нужна разработанная и обоснованная экономическая политика в этой сфере. Так, эффективный на стадии разработки механизм защиты интеллектуальной собственности ограничивает последующее распространение инноваций, что невыгодно с точки зрения общественного блага.

Говорить об избыточном финансировании инновационного сектора можно в развитых странах с профицитом бюджета, полагает Анна Кокорева, аналитик компании Альпари. Ранее к таким странам в полной мере можно было отнести США, но пока бюджет на следующий финансовый год не принят, говорить об этом нельзя, так как в связи с его отсутствием был остановлен марсоход Кьюриосити, венец американских инноваций.

Вообще же, считает эксперт, финансируя инновационные проекты, государство должно четко определять цели и сроки их достижения, а также измерять КПД от полученного продукта. Если за установленный срок так и не были грамотно реализованы идеи и разработки проекта, то финансирование должно быть прекращено. Также важно определять текущий и будущий спрос на инициируемые инновации. Поддержка проектов, где результат труда не будет востребован, – деньги на ветер. Излишнее внимание вряд ли повредит новаторам: пробиться самостоятельно в этой отрасли трудно, а государство помогает и поддерживает. Привлечь финансирование в инновационный проект сложно. Банки готовы предложить кредит под высокие проценты, а некоторые, в связи с неопределенным будущим проектов, и вовсе не готовы финансировать новаторов.

Субсидии и льготы очень важны для внедрения инновации, и все же прямая поддержка инновационной деятельности - это далеко не самый верный путь технологического развития, считает, в свою очередь, аналитик УК "Солид Менеджмент" Ирина Ступакова. Главная задача государства - создать благоприятный инвестиционный климат для развития инновационного бизнеса, и в этом смысле отличным примером является Силиконовая долина в США, где наиболее удачные проекты очень быстро находят поддержку частного капитала, и именно это является главным признаком здорового состояния сферы высоких технологий.

Точно оценить объем поддержки инноваций в мире проблематично, поскольку существуют очень много механизмов: государственные субсидии, налоговые льготы, упрощенные процедуры администрирования и многое другое. Но, по оценкам аналитика, эта цифра превышает 1,2 трлн долларов. Говорить о достаточности поддержки в контексте инноваций, как нам кажется, бессмысленно, поскольку  успешные проекты динамично развиваются и без поддержки государства.

С одной стороны, инновации имеют огромное значение для развития общества, с другой,– это не панацея для роста экономического, предупреждает управляющий директор компании «БКС Форекс» Павел Андреев. Более того: инновации, как правило, имеют долгий горизонт окупаемости. И лишь крупные диверсифицированные корпорации могут всерьез рассчитывать на рост за счет такого направления. Это действительно значит, что инновационное развитие в целом не может обходиться без поддержки государства. Это определение ключевых направлений инновационного развития страны, введение субсидий и различных льгот для компаний, активно внедряющих инновации, стимулирование более тесного и эффективного взаимодействия научной сферы и бизнеса.

И в самом деле: бизнесу на нынешнем этапе нужна действенная и последовательная инновационная политика. Растет давление конкуренции, главным образом - со стороны международных компаний, которые чувствуют себя все более уверенно и, обладая мощным научно-инновационным потенциалом, внедряют на своих предприятиях передовые технологии, улучшающие потребительские качества продукции, увеличивающие производительность труда, обеспечивающие экономию энергии и сырья и т. д.

Что же касается ситуации с инновациями в Казахстане, то прежде всего нужно отметить важность их для развития экономики страны в целом, содействия росту производства и повышению конкурентоспособности государства в целом, говорит управляющий директор SAP Казахстан и Центральная Азия Максим Ламсков. Правительство понимает это и активно стимулирует технологическое развитие, уделяя большое внимание автоматизации, о чем свидетельствует план развития республики до 2050 года. Кроме того, в Казахстане в принципе очень много компаний, готовых  развивать и инвестировать в сегмент информационных технологий и не менее активно их использовать. В 2012 году рост инноваций в бизнес-среде достиг 7,1%, тогда как в предыдущие годы он составлял около 4%.

Стремительные темпы технологического роста, рассказывает эксперт, сопровождаются  прогрессом  в области управленческих инноваций и расширением сектора бизнес-приложений. К примеру, сейчас рынок республики занимает второе место в бизнесе SAP по странам СНГ, средний показатель ежегодного роста продаж превысил 65% в 2009-2012-ом году. Сегодня одним из важнейших  направлений деятельности компании в Казахстане является предоставление облачных сервисов. По оценкам специалистов, именно такие технологии лягут в основу 80% всех новых программных продуктов страны.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?