Неэффективные инновации

Инновации имеют огромное значение для развития общества и бизнеса, но в конкурентной рыночной среде их разработка и распространение могут быть неэффективными. На помощь бизнесу должно прийти государство: оно может дать оценку эффективности и спросу на инновационные продукты, поддержав его при помощи субсидий, защиты интеллектуальной собственности и кредитования

Неэффективные инновации

Инновации имеют огромное значение для развития общества, но в конкурентной рыночной среде их разработка и распространение могут быть неэффективными, считает Томас Такало (Tuomas Takalo). Как сообщается в статье «Предпосылки и инструменты государственной инновационной политики» (Rationales and instruments for public innovation policies), опубликованной Open Economy, такое положение является одним из примеров ошибок рынка и указывает на необходимость государственного вмешательства в ситуацию. 

Несовершенство финансового рынка может повредить внедрению инноваций. Например, участники рынка обладают разной информацией, что препятствует эффективному распределению финансов, предназначенных для разработки инноваций. Репутация и аудит фирм – достаточно надежные инструменты в стандартных условиях, но, как правило, не работают в отношении фирм-производителей инноваций, так как зачастую инновациями занимаются небольшие компании. В итоге без участия государства этот сектор экономики оказывается недоинвестированным. Государство же способно собирать информацию по различным проектам, оценивать ситуацию в целом и выделять приоритетные направления для инноваций, то есть смотреть на ситуацию глобально. Кроме этого, государство может проводить сертификацию проектов, что создаст определенные индикаторы для инвесторов, считает Томас Такало.

В то же время следствием активной государственной политики в этой области может стать избыточное финансирование инновационного сектора. Отбора проектов не производится, поэтому поддержку получают как удачные, так и неэффективные.

Другой важной задачей государственной политики должно быть увеличение поддержки инноваций  при неблагоприятной общеэкономической ситуации и уменьшение ее в период экономического подъема.

На инновации влияют и внешние эффекты. Они возникают в результате того, что фирмы, занимающиеся ими, не могут точно оценить последствия своих вложений. Например, прогнозировать миграцию рабочей силы в другие компании. Кроме того, в производстве инноваций имеет место кумулятивный эффект, когда на основе одного нововведения другой игрок рынка осуществляет новое открытие. В итоге автор инновации получает лишь малую часть общего дохода от внедрения нового продукта.  Проблема внедрения новых технологий состоит и в том, что одно и тоже изобретение имеет разную ценность с точки зрения экономики и с точки зрения социальной значимости. Таким образом, проблема внешних эффектов включает множество аспектов, что создает трудности для разработки эффективной инновационной политики.

Так что вполне понятно и естественно обусловлено, что традиционно инновации поддерживаются на уровне государства, указывает аналитик МФЦ Анна Линевская. Во-первых, это требует финансирования; во-вторых, сам запуск подобных проектов довольно сложен и тяжел. К тому же отдача финансового капитала тут может быть очень длительной, и это мало привлекает частных инвесторов. Процессы распространения инноваций также могут быть протяженными по времени, и здесь тоже нужна опора на государство и бюджет: внедрение новых технологий может занимать от двух до 10 лет.

Между тем - государство может поддерживать инновации при помощи ряда способов, пишет финский экономист. В их числе - защита интеллектуальной собственности. Этот механизм эффективен на стадии разработки инноваций, он обеспечивает защиту произведенного продукта. Однако на стадии внедрения он же является, скорее, препятствием. В отличие от интеллектуальной собственности, субсидии – более гибкий механизм. Они могут быть эффективны на различных стадиях разработки и внедрения инноваций, позволяют поддерживать совместные исследования. Этот механизм активно используется в развитых странах. Средства на инновационную деятельность обычно выделяются в двух формах. Это либо прямые субсидии (в том числе инвестиции в акционерный капитал), либо льготные кредиты.

Кредиты эффективны на стадии разработки инноваций, но их сложно использовать при распространении нововведений. Кредиты, будучи более дешевыми в части    административных расходов, оказывают более предсказуемое влияние, чем гранты.

Если предприниматели не вкладывают собственные средства в проекты, то потенциальные инвесторы не могут быть уверены в обоснованности привлечения финансовых средств. Решить проблему могло бы использование налоговых льгот вместо прямого субсидирования фирм, считает автор исследования.

Конкурсы и призы часто предполагают отказ разработчика от интеллектуальной собственности. Такие инновационные продукты становятся общественным достоянием, что стимулирует их распространение. Схожим эффектом обладают государственные заказы на инновации, которые часто используются в медицине и военной сфере.

Такало считает, что необходим баланс между стимулированием производства инноваций и стимулированием их распространения, да и в целом нужна разработанная и обоснованная экономическая политика в этой сфере. Так, эффективный на стадии разработки механизм защиты интеллектуальной собственности ограничивает последующее распространение инноваций, что невыгодно с точки зрения общественного блага.

Говорить об избыточном финансировании инновационного сектора можно в развитых странах с профицитом бюджета, полагает Анна Кокорева, аналитик компании Альпари. Ранее к таким странам в полной мере можно было отнести США, но пока бюджет на следующий финансовый год не принят, говорить об этом нельзя, так как в связи с его отсутствием был остановлен марсоход Кьюриосити, венец американских инноваций.

Вообще же, считает эксперт, финансируя инновационные проекты, государство должно четко определять цели и сроки их достижения, а также измерять КПД от полученного продукта. Если за установленный срок так и не были грамотно реализованы идеи и разработки проекта, то финансирование должно быть прекращено. Также важно определять текущий и будущий спрос на инициируемые инновации. Поддержка проектов, где результат труда не будет востребован, – деньги на ветер. Излишнее внимание вряд ли повредит новаторам: пробиться самостоятельно в этой отрасли трудно, а государство помогает и поддерживает. Привлечь финансирование в инновационный проект сложно. Банки готовы предложить кредит под высокие проценты, а некоторые, в связи с неопределенным будущим проектов, и вовсе не готовы финансировать новаторов.

Субсидии и льготы очень важны для внедрения инновации, и все же прямая поддержка инновационной деятельности - это далеко не самый верный путь технологического развития, считает, в свою очередь, аналитик УК "Солид Менеджмент" Ирина Ступакова. Главная задача государства - создать благоприятный инвестиционный климат для развития инновационного бизнеса, и в этом смысле отличным примером является Силиконовая долина в США, где наиболее удачные проекты очень быстро находят поддержку частного капитала, и именно это является главным признаком здорового состояния сферы высоких технологий.

Точно оценить объем поддержки инноваций в мире проблематично, поскольку существуют очень много механизмов: государственные субсидии, налоговые льготы, упрощенные процедуры администрирования и многое другое. Но, по оценкам аналитика, эта цифра превышает 1,2 трлн долларов. Говорить о достаточности поддержки в контексте инноваций, как нам кажется, бессмысленно, поскольку  успешные проекты динамично развиваются и без поддержки государства.

С одной стороны, инновации имеют огромное значение для развития общества, с другой,– это не панацея для роста экономического, предупреждает управляющий директор компании «БКС Форекс» Павел Андреев. Более того: инновации, как правило, имеют долгий горизонт окупаемости. И лишь крупные диверсифицированные корпорации могут всерьез рассчитывать на рост за счет такого направления. Это действительно значит, что инновационное развитие в целом не может обходиться без поддержки государства. Это определение ключевых направлений инновационного развития страны, введение субсидий и различных льгот для компаний, активно внедряющих инновации, стимулирование более тесного и эффективного взаимодействия научной сферы и бизнеса.

И в самом деле: бизнесу на нынешнем этапе нужна действенная и последовательная инновационная политика. Растет давление конкуренции, главным образом - со стороны международных компаний, которые чувствуют себя все более уверенно и, обладая мощным научно-инновационным потенциалом, внедряют на своих предприятиях передовые технологии, улучшающие потребительские качества продукции, увеличивающие производительность труда, обеспечивающие экономию энергии и сырья и т. д.

Что же касается ситуации с инновациями в Казахстане, то прежде всего нужно отметить важность их для развития экономики страны в целом, содействия росту производства и повышению конкурентоспособности государства в целом, говорит управляющий директор SAP Казахстан и Центральная Азия Максим Ламсков. Правительство понимает это и активно стимулирует технологическое развитие, уделяя большое внимание автоматизации, о чем свидетельствует план развития республики до 2050 года. Кроме того, в Казахстане в принципе очень много компаний, готовых  развивать и инвестировать в сегмент информационных технологий и не менее активно их использовать. В 2012 году рост инноваций в бизнес-среде достиг 7,1%, тогда как в предыдущие годы он составлял около 4%.

Стремительные темпы технологического роста, рассказывает эксперт, сопровождаются  прогрессом  в области управленческих инноваций и расширением сектора бизнес-приложений. К примеру, сейчас рынок республики занимает второе место в бизнесе SAP по странам СНГ, средний показатель ежегодного роста продаж превысил 65% в 2009-2012-ом году. Сегодня одним из важнейших  направлений деятельности компании в Казахстане является предоставление облачных сервисов. По оценкам специалистов, именно такие технологии лягут в основу 80% всех новых программных продуктов страны.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее