Госзаказ переобувается

Госзаказ переобувается

Список тем государственного информационного заказа будет  сокращен на треть - со 121 до 78 направлений, чтобы «не распылять» бюджетные средства на незначительные темы, сообщил вице-министр культуры и информации РК Арман Кырыкбаев.

Государственный заказ остается для медийного рынка злободневной темой. Он ставит в неравное финансовое положение СМИ, получающие государственное финансирование  за  продвижение государственной информационной политики, и издания, не участвующие в разделе этого пирога.

А деньги выдаются немалые. По данным  правового Медиацентра, бюджет Минкультуры и информации по госзакупкам  на проведение информационной политики составил в 2009 году 12 млн долларов, в 2010-м – 15 млн долларов, в 2012-м – 151 млн долларов.

Проведенное Медиацентром исследование распределения госзаказа выявило следующие проблемы, с которыми сталкиваются СМИ при реализации госзаказа. Опрошенные редакторы указали прежде всего на то, что информация, публикуемая в рамках госзаказа, неинтересна читателям. Кроме того, журналисты считают, что заказчики неверно понимают термин «информационная политика». Чиновники полагают, что печатать надо исключительно позитивную информацию в адрес исполнительной власти. Объективная критика воспринимается как «невыполнение» обязательств.

По мнению редакторов и собственников СМИ, государственная поддержка изданий нужна для того, чтобы публиковать законы и государственные акты; освещать политические мероприятия (партийные съезды, визиты членов правительств а и т.д.). А сама идея госзаказа как материальной поддержки должна работать на сохранение региональных СМИ,  распределять баланс сил на медиарынке (для объективного восприятия информации аудиторией), дотировать издания (в Казахстане низкая численность и плотность населения, поэтому себестоимость изданий получается высокой), развивать казахскоязычные сайты, газеты, телеканалы.

«Я не сказал бы, что госзаказ – это благо. Но на каком-то этапе государственная поддержка СМИ нужна. Из-за финансового кризиса был период, когда реклама в печатные СМИ сократилась до 70%. В такой период и нужны  государственный заказ и поддержка СМИ. Но они не должны распространяться лишь на государственные издания, а помогать еще  и негосударственным СМИ, в том числе деловым. Дело в том, что в  свое время у изданий была нулевая ставка на НДС, что стало хорошим подспорьем для издателей. Потом льготы по НДС для СМИ отменили. К тому же госзаказ – инструмент поддержки новых изданий, – полагает председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев. – Другое дело, что не всегда госзаказ распределяется среди  СМИ, которые пользуются популярностью у аудитории. Часто госзаказ субсидирует  какие-то отраслевые журналы: «Пчеловодство», «Коневодство».  Я против этого. Потому что есть отраслевые министерства».

По мнению г-на Матаева, при выдаче изданию бюджетных средств необходимо обращать внимание на  его рейтинг, популярность у читателей, а для информационных агентств – частоту цитируемости. 

«У нас же раздают деньги по принципу «всем сестрам по серьгам» и получается распыление средств. Думаю, что сейчас принимают правильное решение о сокращении списка тем государственного информационного заказа. Я  думаю, что деньги попадут в те издания, которые и определяют информационный поток», – говорит председатель Союза журналистов Казахстана.

Тем не менее глава Союза журналистов уверен, что сокращение государственного заказа не должно касаться интернет-изданий, которые  находятся в стадии роста. Онлайну нужна особая поддержка, поскольку сегодня информационную политику определяют как раз сетевые издания: молодое поколение не смотрит телевизор и практически не читает газет.

В этой связи, эксперт указывает на то, что должно быть отлажено взаимодействие  Министерства индустрии и новых  технологий, Национальной компании «Казахтелеком», Министерства культуры и информации по формированию и продвижению качественного казахстанского контента на мобильных устройствах.

«Думаю, что сейчас к такому моменту мы приходим. Чиновники начинают понимать значение Интернета в развитии общества. Но здесь должен быть использован государственный подход, то есть государству следует определиться, какую отдачу оно хочет получить от новых медиа, и направлять средства на продвижение своей политики в Интернете», – полагает Сейтказы Матаев.

В свою очередь, вице-министр культуры и информации Арман Кырыкбаев рассказал, что до конца 2013 года в рамках государственной программы «Информационный Казахстан-2020» будут созданы онлайн-версии для 200 СМИ.

«Одной из основных задач госпрограммы «Информационный Казахстан-2020» является развитие отечественного информационного пространства, то есть контента. В рамках программы за первое полугодие 2013 года на средства из госбюджета был осуществлен переход около 205 печатных СМИ в сферу Интернета. До конца года общее количество созданных интернет-ресурсов будет доведено до 400», - отметил г-н Кырыкбаев. – Интернет в Казахстане развивается стремительно. За последние 4-5 лет этот процесс заметно ускорился. По данным Казахского центра сетевой информации, количество сайтов в зоне доменов kz и kaz за 2010-2013 годы удвоилось – до более чем 95 тыс. доменных имен».

В ближайшее время Министерством культуры и информации совместно со службой центральных коммуникаций будут созданы несколько интернет-порталов: «Адебиет», портал для студентов, детский образовательный портал. Во всех этих случаях государство  выступит инвестором.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее