Госзаказ переобувается

Госзаказ переобувается

Список тем государственного информационного заказа будет  сокращен на треть - со 121 до 78 направлений, чтобы «не распылять» бюджетные средства на незначительные темы, сообщил вице-министр культуры и информации РК Арман Кырыкбаев.

Государственный заказ остается для медийного рынка злободневной темой. Он ставит в неравное финансовое положение СМИ, получающие государственное финансирование  за  продвижение государственной информационной политики, и издания, не участвующие в разделе этого пирога.

А деньги выдаются немалые. По данным  правового Медиацентра, бюджет Минкультуры и информации по госзакупкам  на проведение информационной политики составил в 2009 году 12 млн долларов, в 2010-м – 15 млн долларов, в 2012-м – 151 млн долларов.

Проведенное Медиацентром исследование распределения госзаказа выявило следующие проблемы, с которыми сталкиваются СМИ при реализации госзаказа. Опрошенные редакторы указали прежде всего на то, что информация, публикуемая в рамках госзаказа, неинтересна читателям. Кроме того, журналисты считают, что заказчики неверно понимают термин «информационная политика». Чиновники полагают, что печатать надо исключительно позитивную информацию в адрес исполнительной власти. Объективная критика воспринимается как «невыполнение» обязательств.

По мнению редакторов и собственников СМИ, государственная поддержка изданий нужна для того, чтобы публиковать законы и государственные акты; освещать политические мероприятия (партийные съезды, визиты членов правительств а и т.д.). А сама идея госзаказа как материальной поддержки должна работать на сохранение региональных СМИ,  распределять баланс сил на медиарынке (для объективного восприятия информации аудиторией), дотировать издания (в Казахстане низкая численность и плотность населения, поэтому себестоимость изданий получается высокой), развивать казахскоязычные сайты, газеты, телеканалы.

«Я не сказал бы, что госзаказ – это благо. Но на каком-то этапе государственная поддержка СМИ нужна. Из-за финансового кризиса был период, когда реклама в печатные СМИ сократилась до 70%. В такой период и нужны  государственный заказ и поддержка СМИ. Но они не должны распространяться лишь на государственные издания, а помогать еще  и негосударственным СМИ, в том числе деловым. Дело в том, что в  свое время у изданий была нулевая ставка на НДС, что стало хорошим подспорьем для издателей. Потом льготы по НДС для СМИ отменили. К тому же госзаказ – инструмент поддержки новых изданий, – полагает председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев. – Другое дело, что не всегда госзаказ распределяется среди  СМИ, которые пользуются популярностью у аудитории. Часто госзаказ субсидирует  какие-то отраслевые журналы: «Пчеловодство», «Коневодство».  Я против этого. Потому что есть отраслевые министерства».

По мнению г-на Матаева, при выдаче изданию бюджетных средств необходимо обращать внимание на  его рейтинг, популярность у читателей, а для информационных агентств – частоту цитируемости. 

«У нас же раздают деньги по принципу «всем сестрам по серьгам» и получается распыление средств. Думаю, что сейчас принимают правильное решение о сокращении списка тем государственного информационного заказа. Я  думаю, что деньги попадут в те издания, которые и определяют информационный поток», – говорит председатель Союза журналистов Казахстана.

Тем не менее глава Союза журналистов уверен, что сокращение государственного заказа не должно касаться интернет-изданий, которые  находятся в стадии роста. Онлайну нужна особая поддержка, поскольку сегодня информационную политику определяют как раз сетевые издания: молодое поколение не смотрит телевизор и практически не читает газет.

В этой связи, эксперт указывает на то, что должно быть отлажено взаимодействие  Министерства индустрии и новых  технологий, Национальной компании «Казахтелеком», Министерства культуры и информации по формированию и продвижению качественного казахстанского контента на мобильных устройствах.

«Думаю, что сейчас к такому моменту мы приходим. Чиновники начинают понимать значение Интернета в развитии общества. Но здесь должен быть использован государственный подход, то есть государству следует определиться, какую отдачу оно хочет получить от новых медиа, и направлять средства на продвижение своей политики в Интернете», – полагает Сейтказы Матаев.

В свою очередь, вице-министр культуры и информации Арман Кырыкбаев рассказал, что до конца 2013 года в рамках государственной программы «Информационный Казахстан-2020» будут созданы онлайн-версии для 200 СМИ.

«Одной из основных задач госпрограммы «Информационный Казахстан-2020» является развитие отечественного информационного пространства, то есть контента. В рамках программы за первое полугодие 2013 года на средства из госбюджета был осуществлен переход около 205 печатных СМИ в сферу Интернета. До конца года общее количество созданных интернет-ресурсов будет доведено до 400», - отметил г-н Кырыкбаев. – Интернет в Казахстане развивается стремительно. За последние 4-5 лет этот процесс заметно ускорился. По данным Казахского центра сетевой информации, количество сайтов в зоне доменов kz и kaz за 2010-2013 годы удвоилось – до более чем 95 тыс. доменных имен».

В ближайшее время Министерством культуры и информации совместно со службой центральных коммуникаций будут созданы несколько интернет-порталов: «Адебиет», портал для студентов, детский образовательный портал. Во всех этих случаях государство  выступит инвестором.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики