Упущенный шанс

Турция допустила много просчетов в региональной политике и сама себя загнала в угол

Упущенный шанс

Турция с ее динамично развивающейся экономикой и стабильной демократией, управляемой умеренным исламистским правительством, вполне могла стать региональным лидером и примером для подражания в арабском мире, у ряда стран которого в 2011 году как раз закончился очередной этап в развитии – этап полицейского государства. Несколько лет назад все складывалось в пользу Анкары. У Турции не было в регионе серьезных врагов, она поддерживала хорошие отношения с ЕС и США. Кое-кто сравнивал Турцию с Оттоманской империей 16 века, накануне становления ее великой державой. Несмотря на упрощенность, в целом сравнение правильное.

Однако Анкара не воспользовалась предоставившимся шансом и сейчас вынуждена доказывать свою «демократичность» своим же гражданам.

Поссорились со всеми

За два года ситуация в регионе резко изменилась. У Анкары сейчас на Ближнем Востоке очень мало друзей и союзников. С другой стороны - ей удалось почти одновременно со всеми рассориться. Причем не только с четверкой шиитских государств на юге и востоке: Ираном, Ираком, Сирией и ливанской «Хезболлой», но и с суннитскими монархиями Персидского залива, за исключением Катара.

Отношение к туркам меняется на глазах. Турецких летчиков похитили в Ливане, водителей грузовиков из Турции арестовали в Египте. Поддержка Анкарой экс-президента Мохамеда Мурси и «Братьев-мусульман» рассердила военный режим в Египте, который даже запретил показывать по египетскому телевидению турецкие мыльные оперы.

Самой серьезной ошибкой турецкого правительства является все же поддержка проигрывающей стороны в гражданской войне в Сирии. Причем в самом начале сирийского кризиса, два года назад, Турция играла примиряющую роль - вне всяких сомнений, наиболее правильную и выгодную, потому что она поддерживала нормальные отношения с Башаром Асадом и имела рычаги для давления на повстанцев. Оппозиция получала оружие и все остальное через тысячекилометровую турецко-сирийскую границу и сильно зависела от расположения турецких властей.

Однако премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, с одной стороны, явно переоценил свои силы, а с другой - допустил ряд серьезных просчетов. Например, он наверняка был уверен, что Асад падет так  же быстро, как Муамар Каддафи, и поэтому быстро перешел на сторону сирийской оппозиции. Оправдание, что правительства других стран региона допустили ту  же ошибку, конечно, слабое - хотя бы потому, что неудачи повстанцев несут наиболее негативные последствия именно для Анкары.

Удивительный диссонанс

Эти ошибки выглядят тем более странными, что в отличие от Сирии, в отношении которой политика Турции авантюрна и не продуманна, дома Эрдоган со своей Партией справедливости и развития (AKP) в течение долгих 12-ти лет постепенно забирал в свои руки власть, проявляя чудеса осмотрительности и терпеливости.

Возможно, причину такого странного диссонанса следует искать в победах Реджепа Эрдогана на выборах 2002, 2007 и 2011 годов. Он искусно перехитрил турецкую армию, ранее легко свергавшую как исламистские, так и демократически избранные правительства и, не исключено, уверовал в собственную непогрешимость. В любом случае - проявляя во внутренней политике завидное хладнокровие, во внешней политике премьер об осторожности и выдержке напрочь забыл и начал допускать одну ошибку за другой. Результатом стало вовлечение Турции в кровавую гражданскую войну в Сирии, примерно в такой же ситуации Турция сейчас оказалась и в отношении Ирака. Непродуманные действия турок настроили против них всех иракских политиков.

Между тем Турция могла и должна была играть в бурных событиях на Ближнем Востоке конструктивную роль, которая не только во много раз бы увеличила ее влияние и авторитет в регионе, но и спасла бы многие тысячи жизней. Вместо того, чтобы выступить посредницей между враждующими сторонами, она присоединилась к коалиции суннитских государств, что сразу отдалило от нее шиитские страны. Однако и в суннитском союзе, куда так опрометчиво бросилась Анкара, она оказалась изолированной из-за своей поддержки «Братьев-мусульман» в Египте и сейчас платит за это дорогую экономическую цену.

Торговые маршруты, проходящие по территории Сирии и Ирака, оказались перерезаны. ОАЭ, по слухам, передумали вкладывать 12,5 млрд долларов в разработку угольных месторождений в Турции, которая могла бы дать стране 4 тыс. рабочих мест. Инвесторы из Дубая и Кувейта опасаются вкладывать в турецкую экономику большие деньги.

Дома проблем хватает

Крайне неприятно и опасно и то, что сектантская борьба из Сирии начала медленно, но верно распространяться и на саму Турцию. Примерно 20 млн турецких алавитов уже не скрывают симпатий к сирийским единоверцам. Переход в лагерь оппозиции правительства Эрдогана может иметь серьезные последствия и для турецких алавитов, которые давно жалуются на дискриминацию со стороны суннитских властей. Конечно, этим противоречиям еще очень далеко до того накала, что существует сейчас в Сирии и Ираке, но потенциал для взрыва накапливается.

Наверняка можно найти и другие объяснения просчетов правительства Реджепа Эрдогана, но в любом случае благоприятный момент, существовавший два года назад для того, чтобы стать региональным лидером, исчез с молниеносной быстротой. Новая оттоманская риторика не учла, какой непопулярностью пользовался Стамбул у подданных Оттоманской Порты.

К тому же непростое положение, в котором по собственной вине оказалась Турция, может еще больше ухудшиться. Отношения с Ираном, кажется, начали понемногу улучшаться. Однако если между Тегераном и Анкарой опять пробежит черная кошка, у иранцев будут все основания настраивать против турок турецких курдов.

Иранские семена упадут на благодатную почву. В понедельник премьер Реджеп Эрдоган обнародовал список мер, направленных на усиление (в его понимании) демократии в стране и, в частности, на улучшение положения алавитов и курдов. Однако и те, и другие предлагаемыми правительством мерами остались недовольны, сочтя их слишком поверхностными. Поэтому Анкаре сейчас придется куда больше внимания уделять внутренним делам, явно запущенным во время крайне неудачных и опрометчивых внешнеполитических шагов в последние годы.

Куда лучше, чем с ближними соседями, отношения у Турции с соседями дальними. Это хорошо видно на примере недавней встречи президента Турции Абдуллы Гюля с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на III саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Габале (Азербайджан).

Президенты Турции и РК обсудили двусторонние отношения и подчеркнули большие возможности для их дальнейшего развития и углубления.

Достаточно сказать, что между двумя странами подписано более 80 соглашений и протоколов. Анкара первой в 1991 году признала Казахстан независимым государством. РК является одним из главных торговых партнеров Турции. Если в 1993 году объем товарооборота между странами составлял всего лишь 30 млн долларов, то к 2015-му, по словам президента Назарбаева, его намечено повысить до 10 млрд.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Песчанка, сэр

KAZ Minerals покупает крупный медный проект на Чукотке — Баимское месторождение

Казахстанский бизнес

В государственной разработке

Центр электронной коммерции обладает уникальными компетенциями для создания информационных систем странового масштаба

Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года