Самый лучший из миров

«Поцелуй у здания муниципалитета»
«Поцелуй у здания муниципалитета»

Дни франкоязычной культуры в Алматы открылись фотовыставкой Робера Дуано, приуроченной к столетию рождения знаменитого французского мастера «гуманистической фотографии». Творческий путь художника начался в начале тридцатых годов прошлого века. Тогда фотокамеры не могли снимать движущиеся объекты, поэтому первыми моделями Дуано были кучи камней на улицах Парижа. Но запечатленной на века оказалась только одна-единственная «Груда кирпичей», на которую, по воспоминаниям фотографа, свет падал как-то по-особенному.

На творчество Робера Дуано повлиял знаменитый французский скульптор Андре Виньо, на студию которого он устроился ассистентом. Его первый фоторепортаж о блошином рынке был опубликован на страницах парижской газеты «Эксельсиор». Долгое время одним из главных затруднений для Дуано оставались съемки случайных прохожих, к которым он стеснялся подойти и заговорить. «Прошли годы, прежде чем я преодолел это. Я понял, что люди, которых фотографирую, такие же, как я сам. Я один из них, и они прекрасно это понимают», — признавался он позже.

С началом войны фотографа призвали в армию, но вскоре демобилизовали по состоянию здоровья. Вернувшись в Париж, он перебивался случайными заработками. В это время ему удалось запечатлеть несколько эпизодов, ставших фотоиконами оккупированного города. После войны он много работал, поскольку потребность в фотографах была высока. Несмотря на то, что Дуано путешествовал и снимал разные страны, желанной и счастливой его натурой оставался Париж. Его фотографии всегда отличал юмор (и даже анекдотичность), который со временем становился более мягким и тонким потому, что, как объяснял художник, люди стали лучше понимать язык фотографии.

«Поцелуй у здания муниципалитета», снятый в 1950 году, спустя более тридцати лет, когда был отпечатан постер, стал самой знаменитой коммерческой фотографией Робера Дуано. Впоследствии это изображение украсило не только миллионы открыток, плакатов, календарей и марок, но и красовалось на майках, постельном белье и прочих изделиях легкой промышленности. Фотограф стал получать письма от якобы узнавших себя на снимке. Он выиграл два судебных процесса у требовавших от него денежной компенсации. Для этого Дуано пришлось признаться в «постановочности» фотографии. В итоге его имидж как документалиста был подпорчен. Из-за чего он называл снимок поверхностной карточкой и сравнивал с дешевой проституткой. Однако спустя десять лет после смерти фотографа отпечаток этого снимка был продан на аукционе за 155 тысяч евро.

Попробовав себя в сюрреализме, авангардизме и пикториализме, Робер Дуано так и не вписался ни в один из стилей, не создал никакой творческой школы. Но ему удалось запечатлеть лучший из миров — мир, в котором всегда хорошо, где живут дружелюбные люди, испытывающие только добрые чувства. «Мои фотографии были доказательством, что такой мир мог бы существовать», — говорил он. Выставка проходит в Генеральном консульстве Франции и продлится до 20 апреля.

*    *    *

На сцене хореографического училища им. А.Селезнева театр танца из Швейцарии Carambole представил два мини-спектакля «Сны Энштейна» и «1/8 mm man». Последний включил в себя также короткую спонтанную вариацию на местные мотивы. Дуэт Кристианы Локк и Сильвано Моццини сочетает контактную импровизацию, танец, актерскую игру, голос, современную хореографию, открывающую широкий диапазон движений от плавных и медлительных до активных и беспорядочных.

После представления зрители смогли задать вопросы танцорам. В основном они касались смысла театральных номеров и поиска тем для спектаклей. Актеры помимо пластики собственных тел и тщательно подобранной под движения музыки активно используют другие способы донесения идей и эмоций — голос, текст, причудливый инструментарий (от заводных кукол до сачков для бабочек), костюмы, видео и фотографию. Они много общаются с публикой прямо со сцены во время спектаклей. Текст и вербальные реплики занимают важное место в их работе не только в период подготовки спектакля, но и как творческий замысел — способ донесения смысла и часть сценического действия. Но слова, по признанию танцоров, не всегда необходимы на сцене. Более важно ограничить текст и оставить место для игры воображения. Тем не менее у всех композиций есть названия и краткое описание, представляемое зрителям в программке. Поскольку не всегда и не все из них готовы воспринять голое действие в «чистом виде» без объяснений. По словам актеров, трупп, работающих в похожем стиле, в их стране достаточно много и они отражают традиции разных культурных, языковых и географических регионов. Но наиболее очевиден и силен в творчестве «Карамболя» ставший уже классическим мотив абсурда. Отличительной чертой жанра театра абсурда является способность вызывать улыбку у публики за счет алогичности и бессмысленности происходящего. Зритель воспринимает такое действие в рамках структуры воображаемого мира, где обычная, «реальная» логика уже не работает. По мнению Сильвано Моццини, абсурд трагикомедии доходит до аудитории легче, чем трагедия. Несмотря на абсурдность, «закулисные» смыслы в действиях дуэта присутствуют всегда. Все композиции начинаются с определенных идей и тем. Их актеры с готовностью поясняют не только в названиях и аннотациях к спектаклям, но и активно общаясь с публикой. «Карамболь» много ездит по миру и не только с культурно-развлекательной, но и с образовательной миссией. Так и в свой приезд в Алматы — на следующий день после спектакля дуэт дал мастер-классы студентам хореографического училища.

*    *    *

Еще в программе праздника Неделя франкоязычного кино, которая начнется в Алматы со 2 апреля. В кинотеатре «Цезарь» зрители смогут посмотреть картины режиссеров из Франции, Швейцарии и Румынии. Помимо Алматы культурные мероприятия Франкофонии пройдут в Астане, Караганде, Костанае и Шымкенте.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики