Сладкое «яблоко»

Самым ценным в 2013-м году признан бренд компании Apple

Сладкое «яблоко»

В мире самых ценных брендов произошел переворот. Впервые с 2000 года - начала публикации консалтинговой компанией Interbrand списков ста наиболее ценных брендов - на первом месте стоит не Coca-Cola. В смене лидеров нет ничего необычного, но за 13 лет существования авторитетного списка самых дорогих брендов Interbrand все так привыкли видеть во главе его Coca-Cola, что потеря ею лидерства уже кажется чем-то из ряда вон выходящим, вроде революции или переворота. Особенно если учесть, что в выходящем сегодня списке Coca опустилась даже не на вторую, а лишь на третью ступеньку и пропустила вперед еще и Google.

Apple впервые признан самым ценным брендом планеты. «Яблоко» обошло Google и Coca-Cola. В первой десятке самых дорогих брендов этого года также I.B.M., Microsoft, General Electric, McDonald’s, Samsung, Intel и Toyota. Обращает на себя внимание, что в этом году в первой десятке списка нет новичков и четыре компании из 10-ти остались на тех же позициях, что и в 2012-м году.

Apple не только обошел Coca-Cola в списке сотни самых ценных брендов по ряду критериев, включающих в себя, конечно, в первую очередь результаты финансовой деятельности за год. Потеря лидерства компанией, производящей прохладительные напитки, означает конец эпохи. Coca-Cola - уже не самая «настоящая вещь» на свете, как гласит ее слоган.

В прошлом году, когда Coca-Cola заняла первое место в 13-й раз кряду, один из ее топ-менеджеров заметил, что ничто не длится вечно. Сейчас производитель напитков может утешать себя тем, что значительно опережает конкурентов по количеству поклонников в Facebook. У Coca-Cola их 73,2 млн, в то время как у Google – 15,1 млн, а у Apple - 9,8 млн.

Конечно, в лидерстве Apple, заявил в недавнем интервью директор Interbrand по международным делам Джез Фрэмптон, нет ничего сенсационного, потому что компания долго и упорно шла к этой цели. Достаточно сказать, что в прошлогоднем списке «Яблоко» было вторым. Резкий скачок компания, еще совсем недавно ассоциировавшаяся с именем Стива Джобса, сделала в 2011 году, когда она была 8-й.

Причина успеха Apple раскрывается во вступлении к списку: «Время от времени компании меняют нашу жизнь не только благодаря своим продуктам и товарам, но и за счет своего характера. Именно таким образом сейчас, после 13-летнего правления Coca-Cola, брендом номер 1 стал Apple».

Interbrand оценивает стоимость бренда Apple в 98,3 млрд долларов. Прирост по сравнению с прошлогодними показателями более чем солидный – 28%. Выросла и стоимость бренда Coca-Cola, но значительно меньше – лишь на 2% (79,2 млрд долларов). Сейчас экс-лидер дешевле Apple на внушительные 19 млрд, то есть говорить о какой-либо случайности не приходится. Поражение Coca-Cola и победа Apple в одинаковой степени заслуженны.

Нынешний список ста самых ценных брендов свидетельствует о продолжении доминирования высокотехнологичных фирм. Кроме резкого прироста стоимости бренда Apple, обращает на себя внимание уверенное продвижение на вторую позицию Google (93,3 млрд долларов, +34%), который в 2012-м году был четвертым. В целом же половина первой десятки – 5 компаний из сектора IT.

Microsoft (59,5; +3%) сохранил пятое место, Samsung (39,6, +20%) поднялся на одну ступеньку – с 9-й на 8-ю, а Intel (37,3, - 5%) – на одну опустился: с 9-й на 8-ю.

Вице-президент Samsung Сью Шим объясняет дальнейшее продвижение наверх южнокорейской компании принятием новой стратегии - Brand Ideal, в которой сделан особый акцент на социальные вопросы. По ее словам, потребители отдают предпочтение брендам, которые у них в сознании ассоциируются с улучшением жизни людей.

I.B.M. (78,8; +4%), опустившийся с третьего места на четвертое, отнесен к категории компаний по оказанию деловых услуг. При более традиционной классификации и его привычном включении в сектор IT, высокотехнологичных компаний в первой десятке было бы еще больше – 6!

«Такие бренды, как Apple, Google и Samsung, меняют наше поведение,- объясняет Джез Фрэмптон,- то, как и что покупаем, как общаемся друг с другом  и даже то, как мы говорим между собой. В буквальном смысле этого слова они меняют нашу жизнь».

Большого успеха добился еще один технологичный гигант – Facebook. Одна из самых популярных соцсетей поднялась на 17 позиций и в списке 2013-го года занимает 52-е место. Следует напомнить, что в 2012-м году эта компания вообще попала со своим брендом в список Inerbrand впервые.

Конечно, есть провалы и в секторе IT. Самый заметные – производители телефонов. Канадский производитель смартфонов BlackBerry, о стремительном падении которого сейчас много говорят и пишут, сохранил место в сотне самых ценных брендов, но сейчас занимает лишь 93-е место. Всего два года назад «Ежевика» была 56-й.

Еще один неудачник, финский производитель телефонов Nokia, опустился с 19-го места (2012) на 57-е. Он, кстати, потерял больше всего позиций в списке наиболее ценных брендов 2013-го года.

Остальные компании первой десятки, не относящиеся к сектору IT, - General Electric (46,9; +7%), McDonald’s (42, +5%) и Toyota (35,3; +17%) - тоже могут занести этот год в свой актив.

Среди не относящихся к IT брендам следует отметить Chevrolet, занявший 89-е место (4,6 млрд долларов). Это первый бренд автогиганта General Motors, попавший в список ста самых ценных брендов года.

Похоже, усилия GM по глобализации именно этого бренда оправдались. Достаточно сказать, что рекламная компания по продаже Chevrolet прошла в 140 странах мира.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее