Сладкое «яблоко»

Самым ценным в 2013-м году признан бренд компании Apple

Сладкое «яблоко»

В мире самых ценных брендов произошел переворот. Впервые с 2000 года - начала публикации консалтинговой компанией Interbrand списков ста наиболее ценных брендов - на первом месте стоит не Coca-Cola. В смене лидеров нет ничего необычного, но за 13 лет существования авторитетного списка самых дорогих брендов Interbrand все так привыкли видеть во главе его Coca-Cola, что потеря ею лидерства уже кажется чем-то из ряда вон выходящим, вроде революции или переворота. Особенно если учесть, что в выходящем сегодня списке Coca опустилась даже не на вторую, а лишь на третью ступеньку и пропустила вперед еще и Google.

Apple впервые признан самым ценным брендом планеты. «Яблоко» обошло Google и Coca-Cola. В первой десятке самых дорогих брендов этого года также I.B.M., Microsoft, General Electric, McDonald’s, Samsung, Intel и Toyota. Обращает на себя внимание, что в этом году в первой десятке списка нет новичков и четыре компании из 10-ти остались на тех же позициях, что и в 2012-м году.

Apple не только обошел Coca-Cola в списке сотни самых ценных брендов по ряду критериев, включающих в себя, конечно, в первую очередь результаты финансовой деятельности за год. Потеря лидерства компанией, производящей прохладительные напитки, означает конец эпохи. Coca-Cola - уже не самая «настоящая вещь» на свете, как гласит ее слоган.

В прошлом году, когда Coca-Cola заняла первое место в 13-й раз кряду, один из ее топ-менеджеров заметил, что ничто не длится вечно. Сейчас производитель напитков может утешать себя тем, что значительно опережает конкурентов по количеству поклонников в Facebook. У Coca-Cola их 73,2 млн, в то время как у Google – 15,1 млн, а у Apple - 9,8 млн.

Конечно, в лидерстве Apple, заявил в недавнем интервью директор Interbrand по международным делам Джез Фрэмптон, нет ничего сенсационного, потому что компания долго и упорно шла к этой цели. Достаточно сказать, что в прошлогоднем списке «Яблоко» было вторым. Резкий скачок компания, еще совсем недавно ассоциировавшаяся с именем Стива Джобса, сделала в 2011 году, когда она была 8-й.

Причина успеха Apple раскрывается во вступлении к списку: «Время от времени компании меняют нашу жизнь не только благодаря своим продуктам и товарам, но и за счет своего характера. Именно таким образом сейчас, после 13-летнего правления Coca-Cola, брендом номер 1 стал Apple».

Interbrand оценивает стоимость бренда Apple в 98,3 млрд долларов. Прирост по сравнению с прошлогодними показателями более чем солидный – 28%. Выросла и стоимость бренда Coca-Cola, но значительно меньше – лишь на 2% (79,2 млрд долларов). Сейчас экс-лидер дешевле Apple на внушительные 19 млрд, то есть говорить о какой-либо случайности не приходится. Поражение Coca-Cola и победа Apple в одинаковой степени заслуженны.

Нынешний список ста самых ценных брендов свидетельствует о продолжении доминирования высокотехнологичных фирм. Кроме резкого прироста стоимости бренда Apple, обращает на себя внимание уверенное продвижение на вторую позицию Google (93,3 млрд долларов, +34%), который в 2012-м году был четвертым. В целом же половина первой десятки – 5 компаний из сектора IT.

Microsoft (59,5; +3%) сохранил пятое место, Samsung (39,6, +20%) поднялся на одну ступеньку – с 9-й на 8-ю, а Intel (37,3, - 5%) – на одну опустился: с 9-й на 8-ю.

Вице-президент Samsung Сью Шим объясняет дальнейшее продвижение наверх южнокорейской компании принятием новой стратегии - Brand Ideal, в которой сделан особый акцент на социальные вопросы. По ее словам, потребители отдают предпочтение брендам, которые у них в сознании ассоциируются с улучшением жизни людей.

I.B.M. (78,8; +4%), опустившийся с третьего места на четвертое, отнесен к категории компаний по оказанию деловых услуг. При более традиционной классификации и его привычном включении в сектор IT, высокотехнологичных компаний в первой десятке было бы еще больше – 6!

«Такие бренды, как Apple, Google и Samsung, меняют наше поведение,- объясняет Джез Фрэмптон,- то, как и что покупаем, как общаемся друг с другом  и даже то, как мы говорим между собой. В буквальном смысле этого слова они меняют нашу жизнь».

Большого успеха добился еще один технологичный гигант – Facebook. Одна из самых популярных соцсетей поднялась на 17 позиций и в списке 2013-го года занимает 52-е место. Следует напомнить, что в 2012-м году эта компания вообще попала со своим брендом в список Inerbrand впервые.

Конечно, есть провалы и в секторе IT. Самый заметные – производители телефонов. Канадский производитель смартфонов BlackBerry, о стремительном падении которого сейчас много говорят и пишут, сохранил место в сотне самых ценных брендов, но сейчас занимает лишь 93-е место. Всего два года назад «Ежевика» была 56-й.

Еще один неудачник, финский производитель телефонов Nokia, опустился с 19-го места (2012) на 57-е. Он, кстати, потерял больше всего позиций в списке наиболее ценных брендов 2013-го года.

Остальные компании первой десятки, не относящиеся к сектору IT, - General Electric (46,9; +7%), McDonald’s (42, +5%) и Toyota (35,3; +17%) - тоже могут занести этот год в свой актив.

Среди не относящихся к IT брендам следует отметить Chevrolet, занявший 89-е место (4,6 млрд долларов). Это первый бренд автогиганта General Motors, попавший в список ста самых ценных брендов года.

Похоже, усилия GM по глобализации именно этого бренда оправдались. Достаточно сказать, что рекламная компания по продаже Chevrolet прошла в 140 странах мира.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности