Проруха на Maersk

Просчет в определении спроса на контейнерные перевозки обошелся компании Maersk Line в миллиарды долларов

Проруха на Maersk

Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Ошибки, причем порой и грубые, допускают все, в том числе и сильные бизнес-мира сего.

За примерами далеко ходить не нужно. Не далее, как в конце минувшей недели серьезный просчет признал крупнейший на планете оператор контейнерных перевозок - датский концерн Maersk Line. Генеральный директор Maersk Line Сорен Скоу заявил, что компания ошиблась в определении возможного спроса на контейнерные перевозки и два года назад заказала слишком много контейнеровозов. Ошибка может стоить датскому концерну около 4 млрд долларов.

Дела Maersk Line в последнее время, частично благодаря и неправильному прогнозу, ухудшились,ему приходится сейчас заключать соглашения с европейскими конкурентами CMA CGM и Mediterranean Shipping Co. Соглашение Р3 нужно для того, чтобы сократить расходы и уменьшить с 300 до 250 количество кораблей, обслуживающих главные торговые маршруты между Европой и Азией.

Левиафаны контейнерных перевозок

Контейнеровозами транспортируется 90% промышленных товаров. Тем не менее - спрос на контейнерные перевозки оказался не таким высоким, как рассчитывали экономисты Maersk Line, когда определяли потребность в новых контейнеровозах. Ошибку признал гендиректор датской компании Сорен Скоу в большом интервью для Wall Street Journal.

Два года назад Maersk Line заказал 20 контейнеровозов нового класса Triple-E на 3,7 млрд долларов. Triple-E - крупнейшие сейчас на планете суда для перевозки контейнеров. Они способны перевозить до 18 тыс. контейнеров - на 12,5% больше второго по грузоподъемности типа судов.

Первый корабль нового класса, Majestic Maersk, на прошлой неделе пришвартовался в порту Копенгагена. Он пришел из Южной Кореи, на одной из верфей которой был построен.

Корабль стоит 185-190 млн долларов. Majestic оправдывает название. Его длина, к примеру, составляет 400 м, т.е. равна четырем футбольным полям. Несмотря на внушительные габариты, экипаж этого левиафана состоит всего лишь из 22 человек.

Triple-E - не только самые большие, но и очень экономичные корабли. Они потребляют горючего на 35%, в перерасчете на контейнер, меньше, чем остальные корабли из флота датского перевозчика, кстати - самого большого на планете.

При помощи Triple-E Maersk надеется вытеснить с рынка мелких конкурентов и в долгосрочной перспективе привести грузоподъемность в соответствие со спросом.

«Довольно очевидно,- объясняет Сорен Скоу,- что если оглянуться на начало 2011 года, когда заказывались эти корабли, наш прогноз на рост - так же, впрочем, как взгляды и всех остальных,- сильно отличался от того, что происходит сейчас. В 2015 году рынок не будет таким большим, как предполагали».

Низкие тарифы

Все двадцать новых Triple-E предполагается разместить на маршрутах самого оживленного направления, Европа-Азия, на которое приходится 17% всех контейнерных перевозок на планете.

По словам Ларса Йенсена, главы департамента «Европа-Азия» Maersk, объем перевозок на этом направлении примерно на 10% превышает спрос. Появление двух десятков супермощных и очень экономичных контейнеровозов еще больше увеличит разрыв между предложением и спросом. В Копенгагене, где находится штаб-квартира Maersk Line, надеются, что через несколько лет, по мере ухода мелких перевозчиков с их устарелыми, слабыми и неэкономичными контейнеровозами, ситуация постепенно стабилизуется.

В этом году специалисты ожидают рост морских контейнерных перевозок на 2-3%. Однако на направлении Европа-Азия роста нет вообще. Общий же рост обеспечило увеличение импорта в развивающихся экономиках.

В последние два года рост объемов грузоперевозок значительно превышал рост мировой торговли, которая развивалась значительно медленнее, чем рассчитывали экономисты.

Maersk Line вместе с другими крупными игроками сектора контейнерных перевозок так и не смог существенно увеличить этим летом средний тариф на перевозку одного контейнера. Вместо ожидаемого повышения тарифов, начиная с 1 сентября они упали на 500 долларов, а по данным Shanghai Containerized Freight Index - еще на 110 долларов. По сравнению с прошлым годом тарифы снизились на 16% - до 1073 долларов за контейнер.

В августе перевозчикам удалось добиться чисто символического повышения тарифов. Между тем, по мнению специалистов, в августе была последняя возможность в этом году для их повышения.

Улучшение, очевидно, наступит не ранее чем через 3-4 года, когда мелкие перевозчики начнут уходить с рынка. Снижение цен на контейнерные перевозки больнее всего ударило по ним. Неудивительно, что компании, получившие во втором квартале прибыль, можно пересчитать по пальцам. Большинство понесли серьезные убытки. В прошлом же году из 30 крупных перевозчиков убытки понесли лишь 7 компаний. По мнению специалистов, общие убытки в секторе за последние четыре года приблизились к 7 млрд долларам.

Спасительное соглашение

Больше всего контейнеровозов было заказано в 2007 году, накануне финансового кризиса, который нанес сильный удар по мировой торговле. Трудности с получением кредитов и неопределенность привели к снижению числа новых заказов на перевозки. Рост цен на топливо вызвал повышение спроса на более грузоподъемные суда с меньшим расходом топлива.

Сектор контейнерных перевозок страдает и от недостатка сотрудничества. Несмотря на призывы крупных компаний сократить число контейнеровозов, мелкие перевозчики их только наращивают и тем самым сдерживают рост тарифов на перевозки.

В Maersk надеются поправить дела при помощи соглашения с французским перевозчиком CMA CGM, который в этом году начал пользоваться новыми контейнеровозами, способными перевозить до 16 тыс. контейнеров, и швейцарской компанией MSC. В Копенгагене рассчитывают изменить динамику развития сектора. Однако для окончательного оформления соглашения Р3, которое может начать работу уже во втором квартале следующего года, необходимо еще получить согласие европейских регуляторов.

Игра явно стоит свеч. Р3 будет осуществлять более 40% контейнерных перевозок между Европой и Азией. Если на этот раз в расчеты не закралась ошибка, то соглашение поможет снизить годовые расходы на 8%, а грузоперевозки - увеличить на 6% за счет сокращения количества судов и замены старых кораблей новыми, более грузоподъемными. Сейчас между Европой и Азией курсируют 300 контейнеровозов; после подписания и ратификации соглашения названная цифра должна уменьшиться на 16%. Это должно принести немедленные положительные результаты и постепенно вывести отрасль из кризиса.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики