Нашли, у кого учиться

Благие намерения Алихана Байменова уже привели его в Южную Корею - страну, у которой казахстанские чиновники решили набираться опыта по реформированию государственного аппарата. Однако либеральная модель Южной Кореи, где стимулом для чиновников являются не материальные блага, а авторитет в обществе, вряд ли будет понятна многим из местных государственных мужей, воспринимающих госслужбу как синекуру.

Нашли, у кого учиться

Ведомство Алихана Байменова продолжает работать над созданием в Казахстане корпуса “А”. Широко разрекламированная идея пока вызывает скепсис, но первые шаги в реформировании системы госаппарата уже сделаны. Своеобразной пробой пера стал меморандум о взаимопонимании, подписанный Агентством по делам государственной службы (АДГС) РК и Министерством государственного управления и безопасности Республики Корея.

Казахстанская делегация уже посетила столицу Южной Кореи Сеул, где познакомилась с опытом формирования госаппарата этой страны. Байменов  со товарищи побывали в  Институте повышения квалификации государственных служащих, не обошли вниманием и независимую комиссию по борьбе с коррупцией, а также Сеульский национальный университет и Корейский передовой институт науки и технологий.

Их нравы

Как и предполагал «Эксперт Казахстан», реформирование системы госсектора может вылиться в имитацию бурной деятельности, включающую подобные заграничные туры с формулировкой «для обмена опытом». Другое дело - если действительно он, то есть обмен, состоялся, ибо южнокорейская модель государственного аппарата признана одной из самых успешных в мире. Именно с этой страной связывают так называемое экономическое чудо. Для сравнения: в 70-е годы экономика страны начала развиваться быстрыми темпами, ВНП Южной Кореи увеличился с 2,3 млрд долларов в 1962 году до 786,8 млрд долларов в 2005 году.

Благодаря активному росту экономики Корея занимает 12 место в мире по степени участия в международной торговле. Одним из условий такого экономического бума стало то, что приоритеты в области развития хозяйства страны сместились с сельскохозяйственного сектора к промышленному, а в последнее время продолжают смещаться в сторону индустрии сервиса и услуг. Согласно доктрине развития постиндустриального общества, именно развитие сферы услуг в современных реалиях может стать драйвером для национальных экономик. Пока в Казахстане мало внимания уделяется именно развитию сферы услуг, и это значит, что страна далека от вхождения в клуб развитых постиндустриальных государств, а вот Южная Корея семимильными шагами идет в этом направлении.

Значительную роль в бурном развитии государства сыграла и, с одной стороны, довольно жесткая, местами авторитарная, но в то же время абсолютно справедливая и ментально совпадающая со взглядами южнокорейцев система построения госсектора. Государственное управление построено по принципу «сдержек и противовесов» и имеет законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Президент избирается сроком на пять лет, причем президентство ограничивается единственным сроком. Выборы проходят по мажоритарной избирательной системе в один тур. Нынешний президент Кореи Ли Мён Бак является 17-м по счёту президентом страны. Он был избран на этот высокий пост в 2008 году. Сам отработанный механизм сменяемости власти позволил стране избежать политических потрясений, ведь долгая несменяемость политических элит, как в Казахстане, закладывает бомбу замедленного действия под весь аппарат государственной власти.

Без лидеров нации

Стоит заметить, что в этом месяце, а именно 19 декабря, южнокорейцы вновь пойдут на избирательные участки.  Прошло пять лет,  и они вновь будут выбирать президента, ведь здесь нет ни лидеров нации, ни памятников живым вождям. Одним из ключевых факторов успешности госаппарата страны является отношение к чиновникам, даже самого высокого ранга, как к наемным менеджерам; у них есть четкие и конкретные задачи, которые  они должны выполнить в максимально сжатые сроки.

Административная культура Южной Кореи – это сочетание как принципов функционирования жесткого бюрократического аппарата, так и развития демократических моделей отбора лучших представителей чиновничьего сословия.  Отличительной чертой госаппарата этого государства является и то, что, по сравнению со странами Запада, в Южной Корее материальные блага не являются индикатором успешности человека. Да, в стране живут состоятельные люди, но сохранение чести и достоинства для южнокорейца важнее сохранения счетов в банке. Эта та мысль, которую внушают управленцам в стране с первого дня, когда они заступают на трудовую вахту.

Не в деньгах счастье

Заполучить деньги любой ценой, не прикладывая к этому никаких усилий, как принято в среде чиновников Казахстана,  здесь считается признаком дурного тона и осуждается в обществе. 

Наиболее престижная работа далеко не всегда является самой высокооплачиваемой, и на первых порах многие госслужащие могут получать даже меньше школьных учителей. Кстати, к последним в стране относятся с огромным уважением.

Интересный факт, который могли бы взять на вооружение подручные Алихана Байменова: значительная часть профессуры при первой возможности старается перейти из менее престижных частных в более престижные государственные университеты, хотя заработная плата там на 25-35% ниже.

Многие преуспевающие сотрудники частных фирм тратят немало сил для подготовки к экзаменам на чиновничью должность, удачная сдача которых позволит им стать государственными служащими. Влиятельным людям, особенно занимающимся политикой, рекомендуется воздерживаться от публичных демонстраций своего богатства. С точки зрения корейцев честным можно считать в первую очередь того, кто не стремится к материальным благам. Поэтому если человек, имеющий большую силу и власть, продолжает жить в бедности, он пользуется в Корее большим уважением, а такой политик имеет дополнительный политический вес.

Кнут и пряник

В Южной Корее новыми подходами к системе госуправления озаботились более 20 лет назад; так, в 1988 году страна провела международный симпозиум «Корейская республиканская администрация для демократичного общества»,  в ходе которого южнокорейские госслужащие вместе с европейскими и американскими коллегами искали пути реформирования существующей бюрократической системы. Сегодня бюрократия в Южной Корее не является тормозом для развития государственного управления, так как здесь, поняв ментальность населения и обратившись к истокам, решили зло обратить во благо.

Жесткий бюрократический аппарат и общая демократичная модель построения системы госсектора стали своеобразным методом кнута и пряника и служат для сдержек в госсекторе страны. Хотелось бы надеяться, что именно эти принципы г-н Байменов и его подчиненные вынесли для себя в результате поездки. К тому же госслужащие в Южной Корее, как уже отмечалось, - это люди, которые не озабочены только материальными благами; там нет элитного корпуса управленцев с запредельными заработными платами, но есть фактор авторитета чиновника в обществе, его морального лидерства. До этого Казахстану, видимо, еще очень далеко.    

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности