Нашли, у кого учиться

Благие намерения Алихана Байменова уже привели его в Южную Корею - страну, у которой казахстанские чиновники решили набираться опыта по реформированию государственного аппарата. Однако либеральная модель Южной Кореи, где стимулом для чиновников являются не материальные блага, а авторитет в обществе, вряд ли будет понятна многим из местных государственных мужей, воспринимающих госслужбу как синекуру.

Нашли, у кого учиться

Ведомство Алихана Байменова продолжает работать над созданием в Казахстане корпуса “А”. Широко разрекламированная идея пока вызывает скепсис, но первые шаги в реформировании системы госаппарата уже сделаны. Своеобразной пробой пера стал меморандум о взаимопонимании, подписанный Агентством по делам государственной службы (АДГС) РК и Министерством государственного управления и безопасности Республики Корея.

Казахстанская делегация уже посетила столицу Южной Кореи Сеул, где познакомилась с опытом формирования госаппарата этой страны. Байменов  со товарищи побывали в  Институте повышения квалификации государственных служащих, не обошли вниманием и независимую комиссию по борьбе с коррупцией, а также Сеульский национальный университет и Корейский передовой институт науки и технологий.

Их нравы

Как и предполагал «Эксперт Казахстан», реформирование системы госсектора может вылиться в имитацию бурной деятельности, включающую подобные заграничные туры с формулировкой «для обмена опытом». Другое дело - если действительно он, то есть обмен, состоялся, ибо южнокорейская модель государственного аппарата признана одной из самых успешных в мире. Именно с этой страной связывают так называемое экономическое чудо. Для сравнения: в 70-е годы экономика страны начала развиваться быстрыми темпами, ВНП Южной Кореи увеличился с 2,3 млрд долларов в 1962 году до 786,8 млрд долларов в 2005 году.

Благодаря активному росту экономики Корея занимает 12 место в мире по степени участия в международной торговле. Одним из условий такого экономического бума стало то, что приоритеты в области развития хозяйства страны сместились с сельскохозяйственного сектора к промышленному, а в последнее время продолжают смещаться в сторону индустрии сервиса и услуг. Согласно доктрине развития постиндустриального общества, именно развитие сферы услуг в современных реалиях может стать драйвером для национальных экономик. Пока в Казахстане мало внимания уделяется именно развитию сферы услуг, и это значит, что страна далека от вхождения в клуб развитых постиндустриальных государств, а вот Южная Корея семимильными шагами идет в этом направлении.

Значительную роль в бурном развитии государства сыграла и, с одной стороны, довольно жесткая, местами авторитарная, но в то же время абсолютно справедливая и ментально совпадающая со взглядами южнокорейцев система построения госсектора. Государственное управление построено по принципу «сдержек и противовесов» и имеет законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Президент избирается сроком на пять лет, причем президентство ограничивается единственным сроком. Выборы проходят по мажоритарной избирательной системе в один тур. Нынешний президент Кореи Ли Мён Бак является 17-м по счёту президентом страны. Он был избран на этот высокий пост в 2008 году. Сам отработанный механизм сменяемости власти позволил стране избежать политических потрясений, ведь долгая несменяемость политических элит, как в Казахстане, закладывает бомбу замедленного действия под весь аппарат государственной власти.

Без лидеров нации

Стоит заметить, что в этом месяце, а именно 19 декабря, южнокорейцы вновь пойдут на избирательные участки.  Прошло пять лет,  и они вновь будут выбирать президента, ведь здесь нет ни лидеров нации, ни памятников живым вождям. Одним из ключевых факторов успешности госаппарата страны является отношение к чиновникам, даже самого высокого ранга, как к наемным менеджерам; у них есть четкие и конкретные задачи, которые  они должны выполнить в максимально сжатые сроки.

Административная культура Южной Кореи – это сочетание как принципов функционирования жесткого бюрократического аппарата, так и развития демократических моделей отбора лучших представителей чиновничьего сословия.  Отличительной чертой госаппарата этого государства является и то, что, по сравнению со странами Запада, в Южной Корее материальные блага не являются индикатором успешности человека. Да, в стране живут состоятельные люди, но сохранение чести и достоинства для южнокорейца важнее сохранения счетов в банке. Эта та мысль, которую внушают управленцам в стране с первого дня, когда они заступают на трудовую вахту.

Не в деньгах счастье

Заполучить деньги любой ценой, не прикладывая к этому никаких усилий, как принято в среде чиновников Казахстана,  здесь считается признаком дурного тона и осуждается в обществе. 

Наиболее престижная работа далеко не всегда является самой высокооплачиваемой, и на первых порах многие госслужащие могут получать даже меньше школьных учителей. Кстати, к последним в стране относятся с огромным уважением.

Интересный факт, который могли бы взять на вооружение подручные Алихана Байменова: значительная часть профессуры при первой возможности старается перейти из менее престижных частных в более престижные государственные университеты, хотя заработная плата там на 25-35% ниже.

Многие преуспевающие сотрудники частных фирм тратят немало сил для подготовки к экзаменам на чиновничью должность, удачная сдача которых позволит им стать государственными служащими. Влиятельным людям, особенно занимающимся политикой, рекомендуется воздерживаться от публичных демонстраций своего богатства. С точки зрения корейцев честным можно считать в первую очередь того, кто не стремится к материальным благам. Поэтому если человек, имеющий большую силу и власть, продолжает жить в бедности, он пользуется в Корее большим уважением, а такой политик имеет дополнительный политический вес.

Кнут и пряник

В Южной Корее новыми подходами к системе госуправления озаботились более 20 лет назад; так, в 1988 году страна провела международный симпозиум «Корейская республиканская администрация для демократичного общества»,  в ходе которого южнокорейские госслужащие вместе с европейскими и американскими коллегами искали пути реформирования существующей бюрократической системы. Сегодня бюрократия в Южной Корее не является тормозом для развития государственного управления, так как здесь, поняв ментальность населения и обратившись к истокам, решили зло обратить во благо.

Жесткий бюрократический аппарат и общая демократичная модель построения системы госсектора стали своеобразным методом кнута и пряника и служат для сдержек в госсекторе страны. Хотелось бы надеяться, что именно эти принципы г-н Байменов и его подчиненные вынесли для себя в результате поездки. К тому же госслужащие в Южной Корее, как уже отмечалось, - это люди, которые не озабочены только материальными благами; там нет элитного корпуса управленцев с запредельными заработными платами, но есть фактор авторитета чиновника в обществе, его морального лидерства. До этого Казахстану, видимо, еще очень далеко.    

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее