Опять двойка

Опять двойка

Начавшаяся было добыча кашаганской нефти остановлена как минимум на несколько дней - до конца этой недели. Утром 26 сентября в СМИ стали поступать сообщения об очередной нештатной ситуации на заводе по подготовке нефти "Болашак", куда идут углеводороды, добытые на запущенном недавно супергигантском месторождении Кашаган.

Как сообщает консорциум, разрабатывающий Кашаган - North Caspian Operating Company (NCOC), - утром 24 сентября при плановой проверке газопровода от острова D (для разработки месторождения на Каспии возвели несколько искусственных островов, крупнейший из них - остров D) к "Болашаку" в 2,5 километрах от завода "в районе санитарно-защитной зоны" была обнаружена утечка газа.

В течение нескольких часов после обнаружения утечки нефтяники произвели сброс давления в газопроводах топливного и кислого газа. "Согласно обычным процедурам, на данном наземном участке газопровода проведены работы по его изоляции и сбросу давления. Департамент по чрезвычайным ситуациям Атырауской области был оповещен о произошедшем незамедлительно, - отчитались в NCOC. - В соответствии с процедурами по технике безопасности в данный момент проводится следствие. Выброса токсичного сероводорода в атмосферный воздух не обнаружено, из людей никто не пострадал. Все производственные объекты находятся в режиме ожидания, скважины временно закрыты".

По словам начальника департамента по ЧС Атырауской области Болатбека Омарова, спасатели и нефтяники создали комиссию по расследованию причин аварии. "На устранение, ликвидацию этой ситуации необходимо три-четыре дня, чтобы заново магистральный трубопровод пустить в работу", - отметил г-н Омаров.

Напомним, что это уже как минимум вторая на промысле за последний месяц авария, связанная с утечкой газа. Авария с эвакуацией персонала произошла 26 августа, когда датчики на "Болашаке" зафиксировали утечку сжиженого газа под высоким давлением. Последовала эвакуация персонала и опрессовка оборудования и трубопроводной системы. Отметим: это произошло еще до официального пуска коммерческой нефтедобычи кашаганской нефти, насыщенной серводородом (он занимает 19% в составе газа) и меркаптанами. Тогда в компании-операторе проекта Agip KCO уверяли, что не произошло ничего серьезного, а прокуратура Макатского района, где территориально находится завод, открыла проверку по факту утечки. Другая нештатная ситуация на Кашагане имела место в прошлом марте; правда, тогда нефтяники имели дело не с утечкой газа, а с изломом оборудования: на одной из буровых острова D "погнулся механизм, и арматура не выдержала нагрузки".     

Министр нефти и газа РК Узакбай Карабалин, прокомментировавший аварию 24 сентября в кулуарах правительства сегодня, подчеркнул, что авария и временная остановка производства не должны повлиять на дальнейший ход разработки месторождения. "Мощности завода, скважин  мы уже проверили, они вполне достаточны, чтобы обеспечить уровень коммерческой добычи. Мы убеждаемся в том, что в целом вся система работает нормально. Были неоднократные какие-то сбои: то датчик не показал, то давление - все приостанавливается, полностью проверяется, и этот датчик или заменяется, или регулируется. Если сейчас отладим окончательно, в таком случае сама система, месторождение способно дать уровень коммерческой добычи. На сегодня мы пока не видим особых причин для того, чтобы не достигнуть 75 тысяч баррелей в октябре", - подчеркнул он.  

Самое любопытное в ситуации вокруг кашаганских аварий - то, что никому из заинтересованных сторон она не видится неадекватной. Професссионалы-нефтяники, занятые на проекте, изначально говорили о сложности разработки месторождения - потому и просили отсрочки (и получали ее несколько раз) старта добычи. Инвесторы (возможно, форсировавшие начало коммерческой добычи из-за угрозы невозмещения их затрат по проекту, если такая добыча не начнется до 1 октября 2013 года) и правительство РК в ожидании большой нефти, по-видимому, готовы не обращать внимание на такие сравнительно мелкие происшествия.

А экологи уже давно твердят о том, что подготовка к добыче была далека от идеала, и подобные случаи - обычная практика, которая ждет Северо-Каспийский проект. Но это, скорее, пессимистский взгляд на вещи. Оптимистам же остается надеяться, что последние аварии на Кашагане - это лишь издержки пусконаладки, и они не станут постоянными спутниками добычи на проекте, с которым будет неразрывно связано экономическое благополучие Казахстана в ближайшие десятилетия.  

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики