Опять двойка

Опять двойка

Начавшаяся было добыча кашаганской нефти остановлена как минимум на несколько дней - до конца этой недели. Утром 26 сентября в СМИ стали поступать сообщения об очередной нештатной ситуации на заводе по подготовке нефти "Болашак", куда идут углеводороды, добытые на запущенном недавно супергигантском месторождении Кашаган.

Как сообщает консорциум, разрабатывающий Кашаган - North Caspian Operating Company (NCOC), - утром 24 сентября при плановой проверке газопровода от острова D (для разработки месторождения на Каспии возвели несколько искусственных островов, крупнейший из них - остров D) к "Болашаку" в 2,5 километрах от завода "в районе санитарно-защитной зоны" была обнаружена утечка газа.

В течение нескольких часов после обнаружения утечки нефтяники произвели сброс давления в газопроводах топливного и кислого газа. "Согласно обычным процедурам, на данном наземном участке газопровода проведены работы по его изоляции и сбросу давления. Департамент по чрезвычайным ситуациям Атырауской области был оповещен о произошедшем незамедлительно, - отчитались в NCOC. - В соответствии с процедурами по технике безопасности в данный момент проводится следствие. Выброса токсичного сероводорода в атмосферный воздух не обнаружено, из людей никто не пострадал. Все производственные объекты находятся в режиме ожидания, скважины временно закрыты".

По словам начальника департамента по ЧС Атырауской области Болатбека Омарова, спасатели и нефтяники создали комиссию по расследованию причин аварии. "На устранение, ликвидацию этой ситуации необходимо три-четыре дня, чтобы заново магистральный трубопровод пустить в работу", - отметил г-н Омаров.

Напомним, что это уже как минимум вторая на промысле за последний месяц авария, связанная с утечкой газа. Авария с эвакуацией персонала произошла 26 августа, когда датчики на "Болашаке" зафиксировали утечку сжиженого газа под высоким давлением. Последовала эвакуация персонала и опрессовка оборудования и трубопроводной системы. Отметим: это произошло еще до официального пуска коммерческой нефтедобычи кашаганской нефти, насыщенной серводородом (он занимает 19% в составе газа) и меркаптанами. Тогда в компании-операторе проекта Agip KCO уверяли, что не произошло ничего серьезного, а прокуратура Макатского района, где территориально находится завод, открыла проверку по факту утечки. Другая нештатная ситуация на Кашагане имела место в прошлом марте; правда, тогда нефтяники имели дело не с утечкой газа, а с изломом оборудования: на одной из буровых острова D "погнулся механизм, и арматура не выдержала нагрузки".     

Министр нефти и газа РК Узакбай Карабалин, прокомментировавший аварию 24 сентября в кулуарах правительства сегодня, подчеркнул, что авария и временная остановка производства не должны повлиять на дальнейший ход разработки месторождения. "Мощности завода, скважин  мы уже проверили, они вполне достаточны, чтобы обеспечить уровень коммерческой добычи. Мы убеждаемся в том, что в целом вся система работает нормально. Были неоднократные какие-то сбои: то датчик не показал, то давление - все приостанавливается, полностью проверяется, и этот датчик или заменяется, или регулируется. Если сейчас отладим окончательно, в таком случае сама система, месторождение способно дать уровень коммерческой добычи. На сегодня мы пока не видим особых причин для того, чтобы не достигнуть 75 тысяч баррелей в октябре", - подчеркнул он.  

Самое любопытное в ситуации вокруг кашаганских аварий - то, что никому из заинтересованных сторон она не видится неадекватной. Професссионалы-нефтяники, занятые на проекте, изначально говорили о сложности разработки месторождения - потому и просили отсрочки (и получали ее несколько раз) старта добычи. Инвесторы (возможно, форсировавшие начало коммерческой добычи из-за угрозы невозмещения их затрат по проекту, если такая добыча не начнется до 1 октября 2013 года) и правительство РК в ожидании большой нефти, по-видимому, готовы не обращать внимание на такие сравнительно мелкие происшествия.

А экологи уже давно твердят о том, что подготовка к добыче была далека от идеала, и подобные случаи - обычная практика, которая ждет Северо-Каспийский проект. Но это, скорее, пессимистский взгляд на вещи. Оптимистам же остается надеяться, что последние аварии на Кашагане - это лишь издержки пусконаладки, и они не станут постоянными спутниками добычи на проекте, с которым будет неразрывно связано экономическое благополучие Казахстана в ближайшие десятилетия.  

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так