Временная передышка

Решение Федерального Резерва продолжить накачивание американской экономики деньгами дает Азии временное облегчение

Временная передышка

Решение руководства Федеральной резервной системы (ФРС) продолжить закачивание десятков миллиардов долларов в американскую экономику принесет Азии облегчение, но может оказать ей и медвежью услугу. Временную передышку азиатские политики могут принять за устранение опасности кризиса и отказаться от проведения необходимых структурных реформ.

Денежный ливень

Экономисты считают, что неожиданное решение председателя совета управляющих ФРС США Бена Бернанке, объявившего на прошлой неделе о продолжении программы стимулирования американской экономики, принесет лишь временное облегчение для Азиатского континента. Слухи о ее прекращении ходят с весны. Они привели к массовому оттоку капиталов из Азии и резкому ухудшению положения ряда стран на континенте.

Сам Бернанке заявил, что ФРС продолжит закачивание в экономику и финансы США примерно по 85 млрд. долларов в месяц, и объяснил это решение беспокойством по поводу безработицы. Она держится на уровне 7% - неприемлемом, по мнению большинства экономистов и его лично, для отмены программы стимулирования.

Казалось бы, опасность миновала и можно перевести дух. Однако это только видимость ухода опасности, и в Федеральном резерве не скрывают, что вечно поддерживать экономику США при помощи печатного станка невозможно, а следовательно, программа стимулирования будет рано или поздно отменена. Причем, вероятнее всего, произойдет это рано, а не поздно.

Между тем существует опасность, что, положившись на решение ФРС, азиатские политики решат, что опасность исчезла окончательно и структурные изменения в экономиках их стран - вне всяких сомнений, болезненные, но необходимые для экономического роста в долгосрочной перспективе - можно и не проводить.

Большую часть из последних пяти лет Азия, образно выражаясь, купалась в деньгах инвесторов, бурными потоками устремившихся на континент из разных стран. Главная причина денежного ливня заключалась в кризисе на Западе: не желая терять деньги, инвесторы бросились на восток.

Человеческая природа такова, и политики в этом ничуть не отличаются от большинства обывателей, что когда все хорошо, не хочется что-либо менять. В создавшейся ситуации азиатские политики, очевидно, думая, что кризис на Западе продлится вечно, мало что сделали для привлечения инвесторов. Не исключено, они при этом думали, что инвесторам все равно некуда больше идти. Барьеры, существовавшие на пути зарубежных инвесторов, никуда не исчезли и сейчас. Никуда не исчезли и бюрократия с засильем государственного сектора, на которую постоянно жалуются инвесторы.

Сейчас многие экономисты опасаются, что замедлившийся отток капиталов и признаки восстановления китайской экономики опять успокоят политиков и дадут им основания ничего не делать.

Все четче видно, что в большинстве азиатских стран необходимость проведения структурных перемен в полной мере почувствуют лишь тогда, когда из региона уйдут дешевые деньги.

Хорошо приготовились

Ситуацию осложняет еще и то, что рост задолженности сейчас тоже не очень пугает азиатских политиков. В основном они неплохо усвоили уроки кризиса 1998 года и подготовились к его повторению.

С ростом долгов большинство экономик континента могут более-менее справиться. Но им не удастся противостоять смертельной комбинации, когда к увеличению задолженности прибавится замедление роста производительности труда и резкое снижение темпов развития экономики. Эта страшная комбинация неизбежно возникнет уже через 2-3 года, если не проводить структурные реформы.

Никто не спорит с тем, что положение развивающихся экономик Азии сейчас в целом лучше, чем было в 1997-98 годах, во время финансового кризиса, потрясшего регион. Большую часть долгов они держат в своих валютах, а не в долларах, как полтора десятилетия назад. Это означает, что ослабление азиатских валют не приведет к автоматическому и болезненному росту цены обслуживания долгов.

Азиатские банки сейчас тоже значительно сильнее, чем в конце девяностых. Да и запасы валюты накоплены за «сытые» годы такие, что 15-20 лет назад и не снились. Они сейчас выше даже в таких странах, как Индия, которая энергично продает в этом году доллары для поддержания быстро обесценивающейся рупии.

Дополнительным благоприятным фактором является и динамичный рост в Японии, экономика которой после затянувшейся на пару десятилетий спячки наконец проснулась к  жизни. Третья экономика планеты способна задержать капиталы, если они вновь начнут утекать на запад.

Картина действительно складывается благополучная и убаюкивающая. И все же большинству стран региона необходимо срочно предпринимать меры для того, чтобы поток инвестиций, которые в последние годы стали жизненно важными для развития экономики, не иссяк и после того, как ФРС свернет программу стимулирования экономики Америки.

У каждого свои нюансы

Меры эти, конечно, в разных странах разные. В Индии и Индонезии, например, главными проблемами являются перегибы и пробелы в инфраструктуре. Они играют существенную роль также во Вьетнаме, на Филиппинах и в Таиланде. Крупные инвестиции Дели в энергетический сектор так и не смогли переломить ситуацию и удовлетворить растущие потребности индийской экономики в электроэнергии. Достаточно сказать, что Индия производит ее, согласно данным Международного энергетического агентства, в 4 с лишним раза меньше, чем Китай. Регулярные перебои со снабжением электроэнергией заставляют многие индийские предприятия и компании сокращать производство или переходить на дорогие дизельные генераторы.

Во многих азиатских странах, включая КНР, на рынке доминируют малоэффективные госпредприятия, которые тормозят развитие более эффективных частных компаний. Бюрократия и ограничения на покупку земли и компаний настораживают иностранных инвесторов. В таких странах, как Индия, Таиланд и Малайзия, настоящим бичом бюджета стали государственные субсидии на топливо.

Недавний отток капиталов из развивающейся Азии, спровоцированный первыми слухами о сворачивании программы стимулирования в Америке, которые появились в мае, показал необходимость проведения структурных реформ. Индия и Индонезия, например, подняли учетные ставки. Это может замедлить экономический рост, но должно успокоить инвесторов из-за границы и поднять доверие к сильно потрепанным азиатским валютам.

Малайзия и та же Индонезия объявили о сокращении субсидий на топливо для того, чтобы облегчить нагрузку на бюджеты и тоже вернуть доверие инвесторов.

Это, по мнению экономистов, шаги в правильном направлении, но их мало и делаются они очень медленно.

Увы: как обычно, в экономику вмешивается политика. В Индии и Индонезии в 2014 году, к примеру, состоятся выборы. Поэтому решение ФРС о сохранении программы стимулирования американской экономики встречено в Дели и Джакарте с нескрываемым облегчением и радостью. Жесткая необходимость проводить очень непопулярные реформы накануне выборов сейчас отдалилась.

Политики приложат все силы, чтобы и в дальнейшем - до тех пор, пока можно будет терпеть, не проводить мер жесткой экономии. К чему может привести затягивание поясов, они хорошо видят на примере южноевропейских стран. Сколько Азия сможет жить без резкого ограничения расходов благодаря деньгам инвесторов, покажет время.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики