Засохшая ежевика

Канадский производитель смартфонов увольняет почти половину сотрудников и продает все акции

Засохшая ежевика

Как же все-таки быстро летит время! Казалось бы, еще вчера главным производителем смартфонов на планете считалась канадская компания BlackBerry, телефоны которой, по аналогии с наркотиком крэк, называли CrackBerry, потому что стоит хоть раз попробовать, и от них уже невозможно отказаться. Сейчас же канадская компания объявила о продаже всех своих акций.

Казалось бы, еще вчера президент Барак Обама признавался, что он относится к числу многих миллионов пользователей, которые не могут не то что день – час прожить без своего любимого телефона. Сегодня же производители смартфонов из Канады вынуждены списывать на убытки почти миллиард долларов.

Еще вчера перед тем, как лечь спать, Мадонна клала под подушку свой BlackBerry, а сегодня эта компания объявляет об увольнении почти половины сотрудников.

Непостоянные поклонники

BlackBerry родился почти полтора десятилетия назад и первые 10 лет стремительно шел в гору. Все было хорошо до 2007 года, когда, как в плохом фильме ужасов, пришел он – страшный и беспощадный «яблочный» iPhone. Пользователи - казалось бы, такие преданные и клявшиеся еще вчера в вечной любви и верности, начали потихоньку изменять и уходить к конкуренту.

По мере того, как рынок наводняли все новые и новые модели конкурентов с огромными экранами и множеством приложений, BlackBerry все больше и больше сдавал позиции.

В момент наивысшего расцвета, который пришелся на осень 2009 года, продукция BlackBerry занимала свыше 20% рынка смартфонов. С тех пор прошли какие-то четыре года, но доля канадской компании уменьшилась более чем в 10 раз и сейчас составляет всего 1,5%.

Причина провала проста. BlackBerry почивал на лаврах и не успел отреагировать на изменения, произошедшие во вкусах обывателей. В то время как конкуренты из Samsung и Apple сделали ставку на экономичные и недорогие модели, BlackBerry продолжал гордиться своей элитарностью и высокой ценой.

Конечно, канадский производитель не сидел сложа руки и пытался бороться с конкурентами. Этой весной, например, вышла новая модель - BlackBerry 10 с обновленной операционной системой, сенсорным экраном и другими современными наворотами. По замыслу руководства, она должна была вдохнуть новую жизнь в бренд и привлечь новых покупателей. Увы, из этой затеи ничего не вышло: BlackBerry опять запоздал и не смог поправить плачевные дела.

Вместо взлета руководство BlackBerry объявило об увольнении 4,5 тыс. сотрудников, составляющих 40% численности всего персонала. Сделано это для того, чтобы к началу 2015 года наполовину снизить расходы. Напомним, что в прошлом году уже было примерно такое же массовое сокращение штатов. Тогда канадскую компанию были вынуждены покинуть 5 тыс. человек.

«Мы проводим трудные, но необходимые операционные перемены, - прокомментировал решение правления президент и главный операционный директор компании Торстен Хейнс. - Это делается для изменения нашего положения на более зрелом и конкурентном рынке и направления компании в сторону получения прибыли».

Кто не рискует…

Словно обидевшись на потребителей, предавших любимый бренд, BlackBerry решил сделать еще один радикальный и довольно рискованный шаг: перейти почти полностью на оставшихся верными «ежевике» корпоративных клиентов. Доля потребительского сектора в ближайшем будущем снизится до 5%.

Конечно, правлению греют сердца воспоминания всего лишь трехлетней давности, когда BlackBerry занимал на рынке корпоративных клиентов в Северной Америке, по данным исследовательской компании IDC, почти 70%. В этом году, по данным все той же IDC, доля съежилась до 5%.

В масштабах всей планеты доля канадского производителя смартфонов в корпоративном секторе тоже сильно упала, хотя и не так катастрофически, как в Северной Америке – с 31% в 2010 году до 8% сейчас.

Пресс-секретарь BlackBerry Кара Йи с гордостью говорит, что компания остается мировым лидером на рынке мобильных устройств для корпоративного сектора. Среди компаний с численностью работников свыше 10 тысяч его доля сейчас составляет 38%, а среди правительственных и финансовых учреждений – 33.

В BlackBerry явно решили сыграть ва-банк и поставили на карту все или почти все. Если рискованное предприятие с отказом от потребительского рынка себя оправдает, то канадская компания, немного окрепнув, наверняка сумеет вернуться и к физическим покупателям. Но если надежды и расчеты правления не оправдаются, то BlackBerry, который вложил немалые средства в разработку новой модели, рассчитанной на простого покупателя, не исключено, будет ждать финансовый крах.

Кстати, одной из причин нынешнего плачевного положения компании является как раз чрезмерное внимание, уделявшееся корпоративному сектору, а также игнорирование потребительского рынка и происходящих на нем перемен. Поэтому попытка учесть реалии при помощи BlackBerry-10 провалилась. Новая модель запоздала.

Миллиардом меньше

В минувшую пятницу, на неделю раньше ожидавшегося, BlackBerry удивил сектор производителей смартфонов квартальными данными. Во втором квартале, который в Канаде закончился 31 августа, компания потеряла почти 1 млрд долларов. Убытки в 950 - 995 млн образовались после ревизии, в которой учтено снижение цен на непроданные смартфоны новой модели.

Доходы за второй квартал, 1,6 млрд долларов, тоже оказались значительно ниже 2,9 млрд, зафиксированных в это же время в прошлом году.

Нельзя сказать, что новости оказались громом среди ясного неба, потому что ясным небо над BlackBerry не было уже давно. Однако сообщение о миллиардном убытке обрушило акции канадского производителя смартфонов. Когда их цена рухнула до 8,01 доллара за акцию, торги были остановлены. К вечеру они возобновились, и цена стабилизировалась на отметке 8,72 доллара за акцию. Это на 17% ниже, чем до объявления результатов финансовой деятельности в июне - августе.

«Это конец BlackBerry, каким мы его знали, - заявил газете Scotsman аналитик компании BGC Колин Гиллис. - Это очень резкий поворот. Они увольняют половину работников и смещают акцент с потребителей на компании».

Трудно не согласиться с такой оценкой ситуации, в которой очутилась канадская компания. Особенно после сообщения о том, что BlackBerry уходит с биржи и становится частной компанией, для чего продает все свои акции.

Имя покупателя известно. Это инвестиционный консорциум , которому сейчас принадлежат 10% акций BlackBerry. Акции продаются по 9 долларов за штуку. Сделку намечено окончательно подписать 4 ноября.

Дежа вю

Из предмета гордости BlackBerry как-то очень быстро и незаметно превратился в предмет головной боли правительства Канады.

«Наши мысли - с теми, кто лишился работы в BlackBerry, - заявил после сообщения о массовых увольнениях в компании министр экономики Канады Джеймс Мур. - Это всегда повод для тревоги нашего правительства».

В Канаде сейчас многие говорят о дежа вю и вспоминают печальную судьбу еще одного канадского высокотехнологичного гиганта - Nortel, который в 2009 году был объявлен банкротом.

Когда-то, причем не так уж и давно, BlackBerry считался самой крупной канадской компанией. В июне 2008 года его рыночная стоимость достигла 83 млрд долларов. Сколько BlackBerry стоит сейчас, легко подсчитать, сравнив цены акций: 140 долларов летом 2008 года и нынешние 9. Fairfax Financial Holdings платит за 90% его акций 4,7 млрд долларов.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности