Без прикрас

Ниже мы приводим выдержки из «Концепции программы индустриально-инновационного развития РК 2010–2014 с перспективой до 2030» НДП «Нур Отан», опубликованной в 2009 г. В данный момент документ отсутствует на сайте партии

Без прикрас

— По ключевому фактору конкурентоспособности экономики — производительности — Казахстан существенно отстает не только от развитых, но и развивающихся стран, в том числе в традиционных для РК секторах экономики. Например, уровень производительности сельского хозяйства Казахстана, в котором задействовано около 30% занятых в экономике, составляет примерно 1% от уровня производительности сельского хозяйства в США. В наиболее развитых отраслях РК — добыче топливных полезных ископаемых и металлургии — уровень производительности составляет 32% и 44% от уровня производительности в США соответственно.

Многие перспективные отрасли, которые будут определять развитие мировой экономики в долгосрочной перспективе, в структуре экономики Казахстана фактически отсутствуют. Среди них — химическая промышленность высоких переделов, ИКТ, электроника, новые материалы, высокотехнологичная медицина и приборы, биотехнологии, фармацевтика и др.

В структуре экономики и экспорте доминируют сырьевые отрасли, что делает страну сильно уязвимой от колебаний цен на мировом рынке, а также является причиной высокой дифференциации регионов и населения по доходам. При этом, несмотря на проводимые реформы, доля сырьевых отраслей в Казахстане только увеличивается: в структуре промышленного производства (учитывается производство электроэнергии, газа и воды, выпуск обрабатывающей промышленности и добыча полезных ископаемых) доля добывающих секторов возросла с 48% в 2003 году до более 60% в 2008 году.

Дополнительными рисками для устойчивого развития являются: возрастающая волатильность мировых цен на сырьевые и продовольственные товары, высокая концентрация экономики и наличие значительной доли непрерывных производств, прежде всего металлургии (44% в структуре выпуска).

Реализация программы потребует значительных финансовых ресурсов, при этом возможности государства, национальных финансовых институтов и частных инвесторов сильно ограничены.

Вследствие кризиса возможности госбюджета РК существенно сократились: снизились объемы налоговых поступлений в бюджет и Национальный фонд, возрос дефицит бюджета. Размер нацфонда Казахстана на сегодня составляет 31 млрд долл. и в относительном и абсолютном выражении уступает многим странам.

Национальная банковская система переживает серьезные трудности и не может являться основным источником финансовых ресурсов для развития экономики: даже в докризисный 2008 год страна сильно уступала по объемам кредитов, выданных частному сектору, а за последние полгода с учетом возросшего более чем в 4 раза размера просроченной задолженности по кредитам активность банков как кредиторов реальной экономики еще более снизилась. В 2009 году кредитные рейтинги крупнейших нацбанков Казахстана существенно понизились, что было связано с низкой уверенностью в готовности и возможности правительства оказать поддержку финансовым организациям.

В ближайшие несколько лет международные финансовые рынки будут также практически недоступны: мировой экономический кризис привел к сокращению возможностей привлечения финансирования и осложнению практики рефинансирования кредитов. Объемы заимствований на внешних рынках сократились для развивающихся экономик в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 42%. При этом уже на сегодня внешний долг Казахстана составляет более 80% от ВВП страны.

Возможности отечественных частных инвесторов также весьма ограничены — даже в докризисный период доля частных отечественных инвестиций в основной капитал снизилась с 67% в 2004 году до 57% в 2007 году за счет опережающего роста государственных и иностранных инвестиций.

Среди факторов, которые повлияли на привлекательность многих перспективных для Казахстана секторов экономики, ключевыми являются следующие:

Численность населения РК невелика (около 16 млн человек), что существенно ограничивает потенциал внутреннего спроса, при этом низкая плотность населения (по плотности населения Казахстан занимает 182-е место в мире), значительные расстояния между крупными городами и значительная доля сельского населения (около 47%), малодоступного для торговых сетей, существенно снижают привлекательность инвестиций в производство товаров массового спроса.

Многие программные инициативы не достигают планируемых результатов вследствие целого ряда нерешенных проблем, связанных с различными аспектами государственного управления. В частности, высокие адмбарьеры:

Неэффективность таможенных и прочих внешнеторговых процедур (Казахстан занимает 117-е место среди 121 стран);

Высокие издержки доступа к земельным ресурсам и инженерной инфраструктуре;

Коррупция, поразившая все слои общества, и произвол на «местах» — 106-е место из 121 страны в рейтинге WEF;

Высокие издержки разрешительной системы для бизнеса. Казахстан занимает следующие позиции в рейтинге среди 181 страны: легкость ведения международной торговли — 180-е место, получение разрешений на строительство — 175-е, ликвидация предприятий — 100-е.

Частое отсутствие корректных промежуточных и итоговых целевых индикаторов для контроля разрабатываемых программ. Например, Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана 2003–2015 практически не имеет целевых значений эффективности выполнения.

Бюджетные средства не всегда расходуются эффективно. Например, эффективность использования бюджетных средств при выполнении Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана 2003–2015 была оценена как «ниже среднего» (по оценке Казинвестконсалтинга).

При выборе ключевого направления для реализации текущей инновационной стратегии РК были допущены определенные ошибки, прежде всего в выборе приоритетов с учетом сложившейся в РК ситуации в области науки и новых технологий:

Основные усилия (на практике и на бумаге) были направлены на коммерциализацию результатов отечественных НИОКР и создание соответствующей инфраструктуры. Однако в условиях Казахстана ключевое внимание должно быть направлено на повышение технологического уровня существующих компаний и отраслей. Впоследствии это создало бы и более благоприятные условия для коммерциализации достижений национальной науки;

Под «инновациями» подразумевались, прежде всего, новые на международном уровне решения в высокотехнологичных отраслях («прорывные»), например, в информационных технологиях, биотехнологиях, аэрокосмической промышленности и т.п. При этом в условиях Казахстана количество располагаемых инноваций такого рода является крайне ограниченным.

Ключевыми факторами, которые ограничивают возможности для эффективной реализации текущей стратегии, являются:

Ограниченное финансирование научных исследований и со стороны государства, и со стороны промышленности: в результате доля суммарных корпоративных и бюджетных затрат на НИОКР в ВВП Казахстана составляет 0,22%, что в 3 раза ниже показателя России и на порядок ниже, чем в лидирующих странах;

Незначительное число практикующих ученых не только в абсолютном, но и в относительном значении: количество исследователей в Казахстане составляет 12 человек на 10000 жителей. При этом в Финляндии этот показатель равен 111, а в России — 64 человека, т.е. показатель вновь отличается на порядок. Причем сложившуюся ситуацию не удастся исправить в короткие сроки даже в случае увеличения государственного финансирования. Сейчас в РК карьера исследователя или ученого является крайне непривлекательной: низкая заработная плата, слабые перспективы получения дохода от результатов своей научной деятельности;

Созданная инфраструктура для коммерциализации технологий, в первую очередь созданные в Республике Казахстан технологические парки и бизнес-инкубаторы, работает неэффективно, что подтверждается малым количеством созданных инновационных рабочих мест.