Нефтеномика должна быть экономной

Нефтеномика должна быть экономной

Перспективы нефтяной промышленности были одной из основных тем и на минувшей неделе, а ключевым ньюсмейкером стал министр нефти и газа Узакбай Карабалин. Глава МНГ презентовал правительству проект президентского указа «Об утверждении концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора РК». Указ, почти целиком посвященный казахстанской нефтянке и жемчужине ее — Кашагану, наполнен духом скромности и реализма из докладов об устойчивом развитии. Похоже, блистательные оценки углеводородного будущего РК на официальном уровне сменяются осознанием того, что ресурсов у нас может оказаться на самом деле не так уж и много. А потому расходовать их надо в высшей степени экономно.

По данным г-на Карабалина, при нынешних темпах добычи нефти в Казахстане хватит на 50–60 лет. Все же оттянуть конец казахстанской нефти и с этой неблизкой даты возможность есть. «В той или иной мере нефтегазоносные районы занимают большую часть площади страны — более 60 процентов. При этом в Министерстве нефти и газа зарегистрирован на сегодня 201 контракт на недропользование, более 80 месторождений республики находятся в разработке»,— поделился министр. Вместе с тем он подчеркнул, что эпоха легкоизвлекаемой нефти подходит к концу во всем мире; сегодняшние разведка и добыча «связаны с усложнением комплекса условий, высоким уровнем всех видов затрат».

Конечно, г-н Карабалин не опроверг прогнозы, дававшиеся в середине двухтысячных, о росте добычи нефти в РК до 150–200 млн тонн в год. Однако теперь уровень 150 млн тонн и выше — это самый оптимистичный прогноз. «По пессимистическому плану мы ожидаем, что максимальная добыча нефти в 2024–2030 годах будет порядка 110 миллионов тонн,— определил министр нефти и газа. — По оптимистическому — это зависит от того, как в дальнейшем будут утверждены проекты дальнейшего развития Кашагана и других крупных месторождений. Кроме того, мы не можем еще подключить к этому то, что может быть еще открыто за эти годы». В пересчете на баррели, по пессимистическому сценарию, Казахстан на пике добычи нефти выйдет на 2–2,2 млн баррелей в сутки. Кашаган на этом пике даст около половины добычи или чуть больше. Министр обозначил кашаганский максимум — 1,5 млн баррелей в сутки. «Это максимальная добыча, которой может достигнуть Кашаган, если будут утверждены предварительные прогнозы и планы развития месторождения. Это зависит от того, когда будет принято решение о дальнейшем развитии»,— сказал он.

Что же касается текущей производственной деятельности на главном объекте Северо-Каспийского консорциума, то к началу октября нефтяники выйдут на добычу в 75 тыс. баррелей в сутки (при потенциальной мощности в 370 тысяч 75 тыс. — прописанный в СРП минимум, считающийся коммерческой добычей), а до конца года получат около 8 млн тонн. «Сейчас Кашаган работает, добывает нефть. Я слышал, в массмедиа прошел разговор о том, что если недавно открылась скважина — это еще не добыча, что коммерческая добыча будет впереди, а это только упражнение. На самом деле нет. Это нормальная коммерческая добыча. Другое дело — для того, чтобы апробировать все системы, весь комплекс, он не идет сразу на максимальный объем. Но нефть, которая сейчас добывается, она уже копится для того, чтобы в дальнейшем экспортировать ее»,— подчеркнул Узакбай Карабалин. К слову, нефть с Кашагана участники консорциума будут транспортировать не совместно, а самостоятельно — по имеющимся мощностям.

Г-н Карабалин также прокомментировал ситуацию с проектом третьей фазы освоения Карачаганака: в МНГ надеются, что видение и концепция дальнейшего расширения проекта будут сформированы до конца этого года. «Концепция будет обсуждена и приемлема как для инвесторов, так и для республики. В дальнейшем должно пойти развитие этого месторождения,— пояснил министр. — Необходимо обеспечивать максимальный объем закачки жидкого газа. Эту особенность тоже приходится сейчас учитывать при выработке концепции развития этого проекта».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее