Транзитное будущее

Транзитное будущее

Как сообщил журналистам министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин, страны-участницы Единого экономического пространства работают над предложением для Европейского союза, в соответствии с которым между странами ЕЭП и ЕС будет создано единое транзитное пространство, от Лиссабона до Владивостока.

По словам министра, предпосылки для таких изменений уже есть, и если такое транзитное пространство действительно будет создано, это значительно упростит таможенные процедуры, поскольку проходить они будут по единым документам – отпадет необходимость каждый раз переоформлять бумаги во время поставки товаров из Евросоюза в страны ЕЭП - и наоборот. Первоначально предлагаемый проект затронет перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом.

Однако более детальной информации о том, как будет создаваться единое транзитное пространство и что оно будет собой представлять, пока нет, поскольку  этот проект все еще находится в стадии разработки.

Хотя осуществление подобного проекта официальные лица стараются представить простым, но на практике наверняка возникнет ряд затруднений. Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Белоруссии Сергей Борисюк сообщил: «Сейчас в России идет процесс пересмотра отдельных положений конвенции МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года - “ЭК”), рассматривается возможность применения транзитной конвенции ЕС. Если две процедуры, две конвенции будут объединены, то этот проект удастся реализовать». Но упомянутая процедура объединения двух конвенций повлечет за собой множество значительных изменений в таможенном законодательстве. Кроме того, географически единое транзитное пространство между ЕС и ЕЭП охватит огромную территорию с неравномерно развитой транспортной инфраструктурой и различной степенью интеграции в процесс международной торговли.

Стоит заметить, что определенная готовность к такого рода сотрудничеству имеется и со стороны Европейского Союза.  Ранее в этом году еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле уже высказывал свое мнение на этот счет, заявив о готовности Европейского Союза к диалогу со странами ЕврАзЭС в целом и ТС - в частности.

Инициатива о едином транзитном пространстве прозвучала в период осложнения отношений между ЕЭП и Евросоюзом на фоне вовлечения части участников ЕврАзЭС - более крупной, но институционально аморфной интеграционной организации, из которой и выделилось ЕЭП - в ассоциацию с ЕС. Напомним, что по программе «Восточное партнерство» с ЕС сотрудничали Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Первая, объявив о намерении вступить в ЕЭП, отказалась от продолжения интеграции в ЕС. Последняя же готовится подписать соглашение в ближайшее время. 

Фактически - подписание между этими странами и ЕС соглашения-ассоциации означает развал ЕврАзЭС и формирование системы двух крупных интеграционных блоков в Восточной Европе: ЕС и ЕЭП. 

Можно предположить, что от создания единого транзитного пространства  больше всего выиграет та страна, у которой с Евросоюзом самые значительные торговые отношения, то есть Россия. Она является третьим по величине торговым партнером Евросоюза (9,7%), тогда как Казахстан занимает 26 место (0,9%), а Беларусь  на 43 месте (0,4%). Кроме того, в 2010 году российский президент Владимир Путин уже говорил о создании экономического альянса между Россией и Евросоюзом, что хорошо сказалось бы на экономическом сотрудничестве, особенно в сфере торговли энергоресурсами. Однако не исключено, что создание единого транзитного пространства  даст стимул для более активного развития торговли Казахстана и Беларуси со странами Евросоюза.

Статьи по теме:
Общество

Большинство проиграло

В Гражданской войне участвовало не более 4% населения. Победа большевиков соответствовала интересам 25%, а остальные проиграли

Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках