Транзитное будущее

Транзитное будущее

Как сообщил журналистам министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин, страны-участницы Единого экономического пространства работают над предложением для Европейского союза, в соответствии с которым между странами ЕЭП и ЕС будет создано единое транзитное пространство, от Лиссабона до Владивостока.

По словам министра, предпосылки для таких изменений уже есть, и если такое транзитное пространство действительно будет создано, это значительно упростит таможенные процедуры, поскольку проходить они будут по единым документам – отпадет необходимость каждый раз переоформлять бумаги во время поставки товаров из Евросоюза в страны ЕЭП - и наоборот. Первоначально предлагаемый проект затронет перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом.

Однако более детальной информации о том, как будет создаваться единое транзитное пространство и что оно будет собой представлять, пока нет, поскольку  этот проект все еще находится в стадии разработки.

Хотя осуществление подобного проекта официальные лица стараются представить простым, но на практике наверняка возникнет ряд затруднений. Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Белоруссии Сергей Борисюк сообщил: «Сейчас в России идет процесс пересмотра отдельных положений конвенции МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года - “ЭК”), рассматривается возможность применения транзитной конвенции ЕС. Если две процедуры, две конвенции будут объединены, то этот проект удастся реализовать». Но упомянутая процедура объединения двух конвенций повлечет за собой множество значительных изменений в таможенном законодательстве. Кроме того, географически единое транзитное пространство между ЕС и ЕЭП охватит огромную территорию с неравномерно развитой транспортной инфраструктурой и различной степенью интеграции в процесс международной торговли.

Стоит заметить, что определенная готовность к такого рода сотрудничеству имеется и со стороны Европейского Союза.  Ранее в этом году еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле уже высказывал свое мнение на этот счет, заявив о готовности Европейского Союза к диалогу со странами ЕврАзЭС в целом и ТС - в частности.

Инициатива о едином транзитном пространстве прозвучала в период осложнения отношений между ЕЭП и Евросоюзом на фоне вовлечения части участников ЕврАзЭС - более крупной, но институционально аморфной интеграционной организации, из которой и выделилось ЕЭП - в ассоциацию с ЕС. Напомним, что по программе «Восточное партнерство» с ЕС сотрудничали Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Первая, объявив о намерении вступить в ЕЭП, отказалась от продолжения интеграции в ЕС. Последняя же готовится подписать соглашение в ближайшее время. 

Фактически - подписание между этими странами и ЕС соглашения-ассоциации означает развал ЕврАзЭС и формирование системы двух крупных интеграционных блоков в Восточной Европе: ЕС и ЕЭП. 

Можно предположить, что от создания единого транзитного пространства  больше всего выиграет та страна, у которой с Евросоюзом самые значительные торговые отношения, то есть Россия. Она является третьим по величине торговым партнером Евросоюза (9,7%), тогда как Казахстан занимает 26 место (0,9%), а Беларусь  на 43 месте (0,4%). Кроме того, в 2010 году российский президент Владимир Путин уже говорил о создании экономического альянса между Россией и Евросоюзом, что хорошо сказалось бы на экономическом сотрудничестве, особенно в сфере торговли энергоресурсами. Однако не исключено, что создание единого транзитного пространства  даст стимул для более активного развития торговли Казахстана и Беларуси со странами Евросоюза.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности