Остаемся зимовать

Остаемся зимовать

Каспийский трубопроводный консорциум - основная нефтеэкспортная артерия Казахстана - будет готов начать прокачку коммерчесских объемов нефти с запущенного недавно Кашаганского месторождения лишь к весне. Об этом со ссылкой на вице-президента Транснефти Михаила Баркова сообщает Reuters. “Мы рассчитываем начать отгрузку коммерческих объемов нефти с Кашагана через КТК в марте-апреле следующего года”, - приводит слова г-на Баркова информагентство. В качестве альтернативного пути транспортировки кашаганской нефти на европейские рынки он назвал трубопровод Атырау - Самара. В то же время два участника Северо-Каспийского консорциума (NCOC), ExxonMobil и Shell, рассчитывали прокачать по КТК около 93,5 тыс. тонн нефи с Кашагана уже к концу этого октября.

Напомним, что в казахстанском Министерстве нефти и газа (МНГ) планировали направить часть объемов с Кашагана через КТК уже в этом году. “В целом расширение КТК идет с небольшим отставанием. Но до конца года нефтепровод будет готов принимать определенные объемы нефти, которые пойдут с Кашагана”, - отмечал 18 сентября глава МНГ Узакбай Карабалин.

Основная причина неготовности трубопровода принимать дополнительные объемы нефти - реализация проекта расширения КТК (1580-километровый трубопровод, соединяющий Тенгизское месторождение в РК и терминалы в российском черноморском Южная Озереевка близ Новороссийска, сейчас может максимально пропускать 32 млн тонн, а после модернизации - 67 млн) отстает от графика почти на год. 

Между тем - гендиректор КазТрансОйла Каиргельды Кабылдин ожидал, что первый этап расширения КТК (до 42 млн тонн) окончится уже в этом году. "Есть так называемое "полное расширение", когда выйдем на проектную мощность 54 миллионов тонн из Казахстана - это должно завершиться в 2014-2015 годах. А есть так называемая "первая мощность" - это плюс 12 миллионов, там 42-48 миллионов. Это должно быть в этом году завершено, - отмечал он. - Там нужно дополнительно построить насосные станции, одну-две, заменить насосы существующие. Речь идет о строительно-монтажных работах, и сегодня, к сожалению, отстали от того планового графика. Никаких принципиальных или прочих разногласий среди акционеров и с казахстанской стороной нет”.

Стоит заметить, что каждый участник Северо-Каспийского консорциума будет экспортировать нефть, используя собственные транспортные мощности. “Те, у кого есть квоты на КТК - они идут по КТК, - описал ситуацию г-н Карабалин. - Часть, которые не имеют квоты КТК, - у нас достаточно большие объемы есть по традиционной системе экспорта Атырау - Самара”.

По данным Михаила Баркова, отгрузка товарной нефти с Кашагана нанется уже в конце нынешнего октября. Напомним, что до конца 2013-го на Кашагане будет добыто около 1,5-3 млн тонн. В 2014 году в плане добычи на Кашагане - 8 млн тонн или около 180 тыс. баррелей в сутки при пиковом потенциале добычи -1,5 млн баррелей в сутки. 

Наиболее реальный вариант трубопроводной отгрузки кашаганской нефти до весны следующего года - трубопровод Атырау - Самара. Казахстанская сторона еще в августе обратилась к Транснефти по вопросу включения объемов с Кашагана в экспортный график компании на 4К2013 через Атырау - Самару на терминал в порте Усть-Луга в Ленинградской области. Кроме российского направления экспорта, члены Северо-Каспийского консорциума могут использовать китайское (через Атасу - Алашанькоу), а также транскаспийское - отгрузку морем через порт Актау в нефтемагистраль Баку - Тбилиси - Джейхан. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики