Остаемся зимовать

Остаемся зимовать

Каспийский трубопроводный консорциум - основная нефтеэкспортная артерия Казахстана - будет готов начать прокачку коммерчесских объемов нефти с запущенного недавно Кашаганского месторождения лишь к весне. Об этом со ссылкой на вице-президента Транснефти Михаила Баркова сообщает Reuters. “Мы рассчитываем начать отгрузку коммерческих объемов нефти с Кашагана через КТК в марте-апреле следующего года”, - приводит слова г-на Баркова информагентство. В качестве альтернативного пути транспортировки кашаганской нефти на европейские рынки он назвал трубопровод Атырау - Самара. В то же время два участника Северо-Каспийского консорциума (NCOC), ExxonMobil и Shell, рассчитывали прокачать по КТК около 93,5 тыс. тонн нефи с Кашагана уже к концу этого октября.

Напомним, что в казахстанском Министерстве нефти и газа (МНГ) планировали направить часть объемов с Кашагана через КТК уже в этом году. “В целом расширение КТК идет с небольшим отставанием. Но до конца года нефтепровод будет готов принимать определенные объемы нефти, которые пойдут с Кашагана”, - отмечал 18 сентября глава МНГ Узакбай Карабалин.

Основная причина неготовности трубопровода принимать дополнительные объемы нефти - реализация проекта расширения КТК (1580-километровый трубопровод, соединяющий Тенгизское месторождение в РК и терминалы в российском черноморском Южная Озереевка близ Новороссийска, сейчас может максимально пропускать 32 млн тонн, а после модернизации - 67 млн) отстает от графика почти на год. 

Между тем - гендиректор КазТрансОйла Каиргельды Кабылдин ожидал, что первый этап расширения КТК (до 42 млн тонн) окончится уже в этом году. "Есть так называемое "полное расширение", когда выйдем на проектную мощность 54 миллионов тонн из Казахстана - это должно завершиться в 2014-2015 годах. А есть так называемая "первая мощность" - это плюс 12 миллионов, там 42-48 миллионов. Это должно быть в этом году завершено, - отмечал он. - Там нужно дополнительно построить насосные станции, одну-две, заменить насосы существующие. Речь идет о строительно-монтажных работах, и сегодня, к сожалению, отстали от того планового графика. Никаких принципиальных или прочих разногласий среди акционеров и с казахстанской стороной нет”.

Стоит заметить, что каждый участник Северо-Каспийского консорциума будет экспортировать нефть, используя собственные транспортные мощности. “Те, у кого есть квоты на КТК - они идут по КТК, - описал ситуацию г-н Карабалин. - Часть, которые не имеют квоты КТК, - у нас достаточно большие объемы есть по традиционной системе экспорта Атырау - Самара”.

По данным Михаила Баркова, отгрузка товарной нефти с Кашагана нанется уже в конце нынешнего октября. Напомним, что до конца 2013-го на Кашагане будет добыто около 1,5-3 млн тонн. В 2014 году в плане добычи на Кашагане - 8 млн тонн или около 180 тыс. баррелей в сутки при пиковом потенциале добычи -1,5 млн баррелей в сутки. 

Наиболее реальный вариант трубопроводной отгрузки кашаганской нефти до весны следующего года - трубопровод Атырау - Самара. Казахстанская сторона еще в августе обратилась к Транснефти по вопросу включения объемов с Кашагана в экспортный график компании на 4К2013 через Атырау - Самару на терминал в порте Усть-Луга в Ленинградской области. Кроме российского направления экспорта, члены Северо-Каспийского консорциума могут использовать китайское (через Атасу - Алашанькоу), а также транскаспийское - отгрузку морем через порт Актау в нефтемагистраль Баку - Тбилиси - Джейхан. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее