Вредная поддержка

Предоставление госсубсидий способствует перепроизводству зерна и молока, снижает конкурентоспособность сельского хозяйства; при этом фермеры не могут правильно реагировать на сигналы рынка и внедрять инновации, считают в ОЭСР. Однако если фермеры перестанут получать поддержку государства и прекратят производство продовольствия, государство будет вынуждено закупать его за рубежом, возражают эксперты

Вредная поддержка

Поддержка сельского хозяйства в ряде мировых стран начала рост после достижения исторического минимума, констатируют в ОЭСР. Так, отмечают в организации, государственная поддержка сельского хозяйства в ведущих странах мира начала увеличиваться в течение 2012 года после резкого падения в 2011 году, говорится в последней версии ежегодного доклада ОЭСР OECD Agricultural Policy: Monitoring and Evaluation 2013. Так, объем поддержки производителей в мире увеличился до 17% от валовой выручки ферм в 2012 году по сравнению с 15% в 2011 году.

ОЭСР проанализировала состояние аграрной политики в 47 странах мира, на которые приходится почти 80% глобального производства сельского хозяйства, в том числе в семи странах с развивающейся экономикой, которые являются основными игроками на продовольственном и сельскохозяйственном рынках. К ним относятся Бразилия, Китай, Индонезия, Казахстан, Россия, Южная Африка и Украина. Полученные данные показывают, что уровни поддержки различаются как между странами ОЭСР, так и в крупнейших развивающихся экономиках.

В странах ОЭСР поддержка производителей составила 258,6 млрд долларов в 2012 году. Она была предоставлена ​​19%-м фермерских хозяйств по сравнению с 18%-ми в 2011 году. В Японии дотации получили 56% фермеров, в Южной Корее – 54% , в Норвегии – 63%,в Швейцарии – 57 %. При этом в странах с и так относительно низкой поддержкой сектора показатель продолжил падать: в Израиле он составил 11%, в Мексике – 12% , в США – 7%. Поддержка сектора осталась очень низкой в Австралии и Чили – 3%, в Новой Зеландии – 1%. ЕС увеличил объем дотаций сельскому хозяйству с 18 до 19%.

ОЭСР, безусловно, видит отдачу от поддержки сельского хозяйства, что непосредственно связано с развитием сектора, однако считает, что такие меры искажают как стоимость продукции, так и в целом ситуацию в торговле. В то время как страны ОЭСР все больше и больше отходят от поддержки сельскохозяйственного производства, развивающиеся рынки полагаются на охрану границ и меры поддержки, констатируют в организации. Некоторые развивающиеся страны, которые являются ключевыми игроками в сельском хозяйстве, тем временем действительно продолжают наращивать господдержку отрасли: в Китае показатель вырос до 17%, в Индонезии – до 21%, в Казахстане он достиг 15%. Низким уровень субсидий сектора остается в Бразилии (5%) и Южной Африке (3%).

Предоставление госсубсидий способствует перепроизводству зерна и молока, снижает конкурентоспособность сельского хозяйства, при этом фермеры не могут правильно реагировать на сигналы рынка и внедрять инновации. Субсидии также приводят к росту налогов для потребителей. "На фоне высоких цен на мировых продовольственных рынках и рынках сырья настало время для широкомасштабной реформы сельского хозяйства, – заявил глава отдела  ОЭСР по торговле и сельскому хозяйству Кен Эш. – Удовлетворение потребностей растущего и богатеющего населения мира требует перехода от искажающей и расточительной политики прошлого к мерам по улучшению конкурентоспособности, что позволит фермерам реагировать на рыночные сигналы, обеспечивая при этом столь необходимые инновации".

ОЭСР отмечает лишь слабые связи между высокой самодостаточностью сектора и улучшением продовольственной безопасности, особенно в менее развитых странах. Доступ к продуктам питания было бы более эффективно улучшить за счет сокращения бедности и развития систем социальной защиты, говорится в докладе. Многогранные усилия со стороны властей требуются для увеличения инвестиций, которые подняли бы отечественное производство, улучшив доступ к импорту (и повысив экспорт). Необходимо  также создание чрезвычайных продовольственных резервов.

Инновационная политика является ключом к повышению продуктивности сельского хозяйства. Инвестиции в исследования и разработки, передача технологий , образование и информационные и консультативные службы приносят высокую социальную отдачу в долгосрочной перспективе. Расходы на другие общие службы - такие, как безопасность пищевых продуктов и системы обеспечения качества - также могут способствовать долгосрочному увеличению рентабельности компаний сектора, их конкурентоспособности и устойчивости.

Обычно дотации фермерским хозяйствам позволяют сегменту выживать в развивающихся экономиках, где рынок уже достаточно активен, а сектор не успевает в своем развитии соответствовать новым реалиям, отмечает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Особенно сильно такая инициатива может ударить по странам Африки и Азии, где сельское хозяйство остается основным источником производства продуктов питания. Вряд ли именно сейчас подходящее время для реализации подобных рекомендаций, к этому можно будет вернуться через 2-3 года, когда мировые экономики стабилизируются и успокоятся.

Показателен пример Новой Зеландии, где сельское хозяйство существует в условиях рынка, а конкурентоспособность продукции местных фермеров не вызывает никаких сомнений, указывает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. Стоит ли говорить о том, что этим Новая Зеландия обязана естественным, исключительно природным факторам? Нет, считает эксперт. Фермеры здесь более конкурентоспособны, потому что заинтересованы в снижении издержек и высоком качестве продукции, львиная доля которой уходит на экспорт. Эти фермеры владеют финансовыми инструментами. Они хеджируют риски с помощью рыночных инструментов. Рентабельность таких хозяйств превышает 20-40%, тогда как фермеры, которые обращаются за субсидиями, достигают рентабельности лишь в пределах 20 процентов. Такие фермеры нежизнеспособны и разоряются. Израиль, который вообще не может похвастаться обилием пригодных для сельского хозяйства угодьями, также является одним из лидеров экспорта овощей. Почему? Да все потому же: владение экономическими инструментами и разумный подход к издержкам.

И все же трудно согласиться с тем, что субсидировать фермеров не нужно, говорит председатель президиума АМПР Роман Терехин. Экономисты могут быть правы: субсидии - главный враг экономики, но это утверждение применимо далеко не ко всем субсидиям. Нет смысла поддерживать только те отрасли экономики, которые не имеют стратегического значения.  Если же фермеры перестанут получать поддержку государства и прекратят производство продовольствия, государство будет вынуждено закупать его за рубежом. Из-за внешнеполитических разногласий зарубежные поставщики могут заблокировать поставки, и тогда государству-импортеру продовольствия придется либо заставлять своих граждан голодать, либо идти на уступки другим государствам.

Безопасность, в том числе продовольственная, должна быть всегда превыше других экономических задач, полагает эксперт. И субсидирование фермеров - это правильная мера поддержки. Экономисты говорят о необходимости внедрения инноваций, но эти инновации не всегда благоприятно сказываются на уровне жизни населения. К примеру, выгодно использовать инновационные способы генного вмешательства, но отсутствие вреда от ГМО-продуктов не доказано, а подозрения о вреде такой пищи в научной среде распространены. Без субсидий граждане не смогут получать продукты питания по приемлемым ценам. Даже крупные заводы заявляют о крайне низкой рентабельности и даже убыточности производства коровьего молока по ценам, которые устраивают потребителя. Хотя не стоит  исключать, что иные способы государственной поддержки сельхозпроизводителей будут более эффективны. Например, ликвидация барьеров в сфере землепользования, введение налоговых каникул для сельхозпроизводителей, ужесточение ответственности для компаний, страхующих риски фермеров, и так далее. Над этим также стоит работать, но забывать о финансовой поддержке нельзя ни в коем случае.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности