Больше ГЧП

Актуальность проблемы государственно-частного партнерства для вузов, готовящих экономические кадры, вызвана тем, что основной контингент студентов и магистрантов-экономистов сосредоточен в негосударственных вузах

Больше ГЧП

Сегодня финансовое состояние высших учебных заведений Казахстана зависит от трех факторов: размера и структуры контингента обучающихся, стоимости обучения, объемов платного и государственного финансирования. В бакалавриате обучение почти полностью платное, в магистратуре — незначительное количество грантов, подготовка в докторантуре PhD полностью осуществляется за счет государственных грантов.

Поэтому важное значение имеют современные тенденции на рынке казахстанского высшего образования, которые должны учитываться при определении перспектив развития государственно-частного партнерства.

Первая тенденция — уменьшение в целом численности студентов по стране и их концентрация в Астане и Алматы. Думается, что это долгосрочный тренд на ближайшие годы.

В основном здесь сказываются два фактора: уменьшение количества выпускников общеобразовательных школ как следствие низкой рождаемости начала 90-х годов и рост числа выпускников, желающих получить образование за рубежом. К сведению: в этом году не сдавали ЕНТ 30% выпускников школ.

Вторая тенденция — увеличение общего количества и доли выпускников школ с казахским языком обучения. Если четыре года назад соотношение было 60 на 40, то в этом году уже 70% выпускников сдавали ЕНТ на казахском языке.

Группа социально-гуманитарных специальностей занимает лидирующую позицию по количеству студентов. В основном это студенты специальностей «Финансы», «Учет и аудит», «Менеджмент».

Все указанные процессы оказывают существенное влияние на перспективы развития высших учебных заведений, занятых подготовкой экономических кадров, в том числе и перспективы государственно-частного партнерства.

Практика свидетельствует, что качественную профессиональную подготовку экономистов можно осуществлять только в крупных специализированных учебных заведениях. И косвенное подтверждение этого вывода — данные по рейтингу гуманитарно-экономических вузов.

Решение социальных вопросов — предоставление общежитий, безопасность нахождения в вузе, система охраны, профилактика заболеваний, формирование здорового образа жизни, создание условий для личностного роста — все это под силу только крупным современным вузам. Поэтому государство должно уделять им больше внимания. Для реального обеспечения качества экономического образования нужны высокие «барьеры» для входа в нашу отрасль — с учетом обеспечения высоких как профессиональных, так и социальных стандартов.

В рамках реализации государственной программы развития образования государство сегодня оказывает существенную финансовую поддержку негосударственным вузам: выделяются средства на подготовку магистров и докторов PhD, развитие академической мобильности, профессионального совершенствования через гранты «Болашак», «Лучший преподаватель вуза». Уникальным прецедентом среди государств постсоветского пространства является подписка за государственный счет на электронные научно-образовательные ресурсы всех вузов страны, независимо от форм собственности.

Вместе с тем, к сожалению, в настоящее время не сложилась понятная и прозрачная система распределения денежных средств по привлечению зарубежных ученых и преподавателей, международной аккредитации и академической мобильности и ряду других, важных для негосударственных вузов направлений. Все эти программы преимущественно реализуются для вузов, имеющих государственную форму собственности. Однако финансирование обучения в госвузах еще не означает финансирования подготовки кадров для государственного сектора. Выпускники государственных учебных заведений необязательно выбирают своим будущим местом работы государственные учреждения и компании, и, наоборот, многие выпускники негосударственных вузов идут работать в госучреждения.

Сегодня меняется сама концепция управления системой образования, расширяется академическая свобода на всех уровнях обучения. В то же время свобода не должна превратиться в «академическую анархию», когда каждый вуз может делать все, что хочет. Как в этих условиях обеспечивать согласованное развитие образовательных программ по экономическим специальностям? Инструментом интеграции могут стать учебно-методические секции при Республиканском учебно-методическом совете МОН РК. Именно там сейчас консолидирована вся академическая общественность. При включении в состав учебно-методических секций (УМС) активных представителей ключевых работодателей государство получит уникальный интеллектуальный ресурс, позволяющий оценить качество образования. Именно они, совместно с работодателями, должны сформировать профессиональные стандарты, определяющие модель конкурентоспособного специалиста для последующего присвоения ему независимым органом профессиональной квалификации. И именно в их функции входит разработка конкретных рекомендаций для вузов по достижению этой модели. В этой связи рекомендации УМС должны иметь новый статус: они должны быть обязательны для исполнения всеми вузами.

Еще один важный вопрос. МОН никогда не угодит вузам в вопросах распределения государственных образовательных грантов. Всегда находятся и найдутся недовольные, и это понятно. Логичным будет передать распределение грантов профессиональному сообществу. Например, через Ассоциацию вузов с активным участием и экспертизой УМС по соответствующим направлениям — ведь там участвуют представители всех вузов, реализующих образовательные программы. Кроме того, это повысит и сам статус УМС. Необходимо определить здесь очень четкие и понятные критерии для потенциального получения образовательного гранта — это может быть наличие институциональной и программной аккредитации, место в национальных и международных рейтингах, контингент и др. Их надо разработать совместно с вузовским сообществом.

Принципы Болонского процесса предполагают на ближайшее десятилетие новые подходы к созданию системы статистики в сфере образования. Оценить, насколько вуз реализует свою стратегию, можно через оценку финансовых потоков по направлениям деятельности. Именно поэтому одним из требований аккредитационных агентств является размещение сведений о финансировании и бюджете вуза, контингенте студентов, количестве реализуемых образовательных программ и государственных образовательных грантов в открытом доступе на сайте университета. Эта информация позволяет общественности объективно оценивать, насколько вуз обеспечивает качество образования. Однако в Казахстане сегодня на своих сайтах информацию о своем бюджете и контингенте публикуют всего 5 вузов, являющихся акционерными обществами.

Свой отпечаток на систему образования накладывает и процесс глобализации. Фактически мы сегодня находимся в условиях жестких конкурентных отношений. На нашем рынке активно работают зарубежные вузы, предлагая доступное по цене образование. На казахстанском рынке образовательных услуг должны существовать высокие квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании образовательных программ, реализуемых зарубежными организациями образования.

Очень важным является вопрос: каким образом привлечь работодателя в вузы? Этот вопрос задает себе каждый ректор. Да и на уровне страны стоит задача по разработке профессиональных стандартов. Все критикуют подготовку специалистов, но сами работодатели не предлагают конструктивных решений. Здесь свою роль должны сыграть профессиональные ассоциации: бухгалтеров, финансистов, экономистов. Должна быть четкая позиция по тому, каким должен быть выпускник, какие предметы он должен изучить, какими программными средствами он должен уметь пользоваться. В КазЭУ им. Т. Рыскулова мы создали академический совет образования программ по специальностям.

Конечно, следует осознавать, что проблема «доучивания» на рабочем месте есть и будет. Конкретные рабочие места всегда будут отличать конкретные требования. Общие требования к подготовке должны быть осознаны и сформулированы профессиональными ассоциациями.

И последнее — о подготовке докторов PhD. Темпы выделения государственных образовательных грантов по экономическим специальностям крайне недостаточны. Было бы целесообразно вернуться к вопросу о подготовке докторов за счет заказов вузов на платной основе. И, если необходимо, внести соответствующие изменения в законы, стандарты и нормативные акты. Необходимо повысить и требования к потенциальным докторантам — в части наличия научно-педагогического стажа, публикаций, сертификатов по иностранному языку. Все это можно предусмотреть в контрактах вузов с МОН на основе совместного финансирования подготовки.

Мы все понимаем, что образование — это сфера ответственности всего общества. И поднять наше экономическое образование на новый качественный уровень мы должны общими усилиями государства, вузов и работодателей.       

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом