Вот новый поворот…

Редакционная статья

Вот новый поворот…

Иногда полезно заглянуть в старые официальные документы. Извлечем на свет запылившуюся «Стратегию вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» Нурсултана Назарбаева, датируемую 18 января 2006 года. Вот что там говорится о налогах. «Мы должны увеличить собираемость налогов, упростить структуру налогообложения и ограничить число налогов. Надо изучить возможность введения фиксированной ставки подоходного налога для физических лиц и упрощения Налогового кодекса в интересах бизнеса». Курсив наш. Далее «Предлагая новые, подчиненные рынку, механизмы государственной политики в поддержку развития предпринимательства, расширения и укрепления малого и среднего бизнеса и внутреннего спроса, следует учитывать, что государство должно использовать налоговый режим лишь в качестве одного из многих инструментов индустриальной политики. Развитие конкуренции должно стать приоритетом для развития предпринимательства».

Таким образом, Казахстан в середине двухтысячных полностью выравнял все ставки по всем налогам. И постарался вообще не использовать налоговые стимулы как механизм коррекции экономической политики. Принципиально. Единственное исключение, которое нашлось в документе, вот это: «Чтобы система образования в большей степени отвечала условиям рынка, можно предоставлять налоговые льготы отечественным компаниям, вкладывающим средства для выполнения НИОКР в Казахстане, вузам и научным центрам». Да и то, кажется, не было реализовано. Возможно, потому, что отечественные компании и НИОКР — вещи пересекающиеся очень редко.

Почему мы отказались от такого инструмента, как налоговые стимулы? Ну, прежде всего, нам нужно было понравиться развитым странам Запада, где самые продвинутые экономисты говорили тогда, что их нельзя использовать ни в коем случае. Что, например, прогрессивное налогообложение физлиц нарушает не только рыночные принципы, но и — о ужас! — принципы демократии, дискриминируя богатых! Между тем прогрессивная шкала действует, для справки, в таких странах, как Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, Финляндия, Франция, США, Швейцария и ЮАР. Как видно, в списке присутствуют все члены G7, кроме Японии.

Однако была и более прагматическая причина для низведения налоговой политики в Казахстане до чисто механического сбора денег с юрлиц и физлиц. Власть боялась, что просто не сможет справиться с собственными гражданами и компаниями. То есть любое послабление для избранных — это потенциальная лазейка для неуплаты налогов. Государство признавало, что тех, кто лазейкой воспользуется, в силу разных причин окоротить не сможет. То есть оно тем самым косвенно показывало, что оно крайне слабо.

Усилилось ли оно за прошедшие 7 лет? Немного. Но теперь у него есть стимул, чтобы администрировать сбор налогов эффективнее. Доходные и расходные статьи бюджета все чаще грозят не сойтись. Государство снова некоторое время назад переоценило свою роль, решило активнее стимулировать отдельные сектора экономики, вспомнило о некоторых социальных обязательствах. И все это, разумеется, идет в расходы. Доходная же часть не то чтобы сильно растет. Проблема перед нашими властями стоит не так остро, как в той же России. Но все-таки положение довольно серьезно.

И вот государство решило переменить подходы и к налогам. Все чаще начали говорить о прогрессивной шкале для ИПН. По поводу налога на транспорт и налога на недвижимость — это дело практически решенное. Часть издержек, правда, хотят переложить просто на граждан в виде косвенных сборов, например, для фонда компенсаций на случай катастроф. Но в основном курс взят на то, чтобы начать использовать налоги как инструмент экономической политики. В общем, налицо разворот на 180 градусов от того, что было в 2006 году. Оно и правильно. В 50 конкурентоспособных стран мира по версии ВЭФ мы-то уже вошли — цель достигли. Теперь уже можно и начать копировать страны G7.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики