Жизнь не сахар

Жизнь не сахар

Изначально сахар воспринимается как вполне безобидный продукт. Однако в последнее время он все чаще попадает под пристальное внимание чиновников от здравоохранения в глобальном масштабе, поскольку новые исследования указывают на сильную связь между его избыточным потреблением и эпидемией ожирения и сахарного диабета II типа в ряде стран мира. Credit Suisse включился в обсуждение этой темы и выпустил отчет под названием “Потребление сахара на перекрестке”.

Отчет показывает, что за последние 30 лет глобальное среднее ежедневное потребление сахара на одного человека выросло на 46%, до эквивалента 17 чайных ложек в день, это почти в два раза превышает максимальный уровень, рекомендованный American Heart Association. Самыми злостными нарушителями правил потребления сахара являются США, Бразилия, Аргентина и Мексика – они потребляют вдвое больше, чем в среднем в мире.

Резкий рост потребления сахара и в самом деле совпал со значительным увеличением заболеваемости ожирением и диабетом, которыми в настоящее время страдают почти 900 млн человек во всем мире, и стоит это глобальной системе здравоохранения более 1 трлн долларов в год. На этом фоне постоянно повышается давление на власти и компании сектора. И все же в глазах инвесторов рынка мировая индустрия сахара, стоимость которой оценивается в 24 млрд долларов, перевешивает растущую обеспокоенность общественности о последствиях для здоровья сладких напитков и росте расходов на лечение заболеваний, связанных с увеличенным потреблением сахара.

Подслащенные сахаром напитки вызывают опасения специалистов потому, что калории, потребленные человеком таким образом, плохо выводятся из организма; сахар в безалкогольных напитках полностью усваивается организмом без косвенных признаков насыщения, как это происходит с твердой пищей. Кроме того, сладкие напитки составляют более 40% от всего добавляемого в пищу и потребляемого сахара.

Но, несмотря на огромные социальные и экономические последствия ожирения и диабета, правительства и органы здравоохранения лишь недавно начали внедрять меры, направленные на сдерживание потребления сахара. В их числе сдерживание рекламных кампаний газированных напитков и запрет на торговые автоматы в школах. Эти усилия имели ограниченный успех из-за силы политически мощного лобби производителей сахара и напитков, с которым, например, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг столкнулся, когда попытался ограничить размер потребления калорийных напитков и сладкой газировки. Этот шаг был крайне негативно воспринят производителями такой продукции и другими бизнес-группами, и в конце концов его признал неконституционным апелляционный суд в начале этого года.

И все же возможность бороться с этим лобби есть. По данным Credit Suisse, существует много доказательств того, что налоговые меры по отношению к подобной продукции оказываются достаточно эффективными. "Мы считаем, что налогообложение будет лучшим подходом к вопросу и обеспечит наилучший результат: сокращение потребления при оказании помощи населению сектора и поддержание властями социальных и медицинских расходов", – пишут аналитики. Отмечая на влияние налогов на потребление табака и алкоголя, они предсказывают, что даже сама угроза введения подобных налогов могла бы "заставить компании, по крайней мере самые крупные, заняться саморегуляцией и принять конкретные меры, чтобы уменьшить количество сахара в своей продукции".

Налогообложение в этой сфере также имеет сильную общественную поддержку. Недавнее исследование в Калифорнии показало, что 68% респондентов поддерживают введение повышенных налогов на сладкие безалкогольные напитки, если доходы от этого шага будут использованы для поддержки школьного питания и программ физической активности. В Нью-Йорке за такую меру высказались 76% опрошенных. Поддержку она получила со стороны людей с большим и нормальным весом, а также с самыми высокими доходами и уровнем образования.

Налогообложение сектора уже доказало свою эффективность во Франции, где 2 евроцента (3 цента США) – налог на сладкие и искусственно ароматизированные напитки, эквивалентный почти 5% от общей стоимости продукта, давно выплачивается производителями государству. В результате объем этого рынка снизился на 5%. В Мексике, одном из крупнейших в мире потребителей газированной подслащенной воды, законодатели рассматривают введение налога в размере 1 песо (8 центов США) за литр подслащенного напитка. Законопроект внесен в Конгресс в начале этого месяца как часть финансового пакета реформ.

Налог на потребление массовых товаров обычно вводится в форме акциза, который показывает максимальную эффективность, рассказывает адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев. Плательщики акцизов обязаны перечислять в бюджет требуемые суммы вне зависимости от своих расходов, в связи с чем фальсифицировать отчетность по продажам подакцизных товаров проблематично. Еще акциз удобен для государства, потому как население проявляет минимальную осведомленность относительно фискальной составляющей стоимости потребляемого продукта - при реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется.

Акцизы влекут повышение цен. Акцизная составляющая стоимости товара может превышать 50% и даже более. Введение акциза на сахар означает, как минимум, рост цен на 10-15% в год. Для властей это прежде всего доходы. Для рынков - это убытки, которые будут возлагаться на потребителей. Для потребителя такие меры станут необходимостью платить еще и по акцизу на сахар в связи с повышением его розничной цены. Возможен рост социального недовольства, если экономическая обстановка в целом будет неблагоприятной. Но опыт повышения акцизов в России показывает, что существенных негативных социальных последствий можно избежать: рост акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию повлек увеличение розничной стоимости бутылки водки, однако стихийные митинги происходят не по этим причинам.

Сейчас акцизы на сладкое не распространены в мире, отмечает эксперт. Потребление сластей – естественное желание населения, которое не запрещено законом и не обложено специальным налогом, в отличие от спирта, табака и машин. Дискуссии о необходимости введения акцизов на сахар и сладкую продукцию ведутся давно. Сейчас с бюджетами есть проблема у многих стран. И время для введения нового налога подходит как нельзя кстати, учитывая новые исследования ученых, которые дают возможность правительствам обосновать необходимость введения нового сбора.

В применении акцизов государством нет ничего противозаконного. Вероятнее всего, начнется этот процесс в Европе и продолжится в США. Государствам для спасения экономики нужны дополнительные источники дохода. Ресурса для давления повышением налогов на бизнес крайне мало. Поэтому в ближайшие годы будет наблюдаться тенденция к увеличению налогов на потребление – в противном случае может произойти снижение количества рабочих мест. Теоретически - власти могут обойтись простым повышением налога на добавленную стоимость, но он существует не во всех странах, да и научное обоснование по НДС изобрести крайне трудно. А акциз всегда вводится на вредные продукты (пиво, спиртное, табак, автомобили и так далее), и научные исследования здесь помогают очень хорошо.

Однако стоит признать, что на сегодня нет никаких убедительных научных исследований, которые доказывают причинно-следственную связь между потреблением сахара, ожирением и диабетом II типа. Тем не менее большинство врачей, опрошенных Credit Suisse, считают, что данных, подтверждающих такую связь, вполне достаточно и они убедительны.

С другой стороны - потребители вряд ли внезапно бросят пить полные калорий безалкогольные напитки, независимо от существования подавляющего количества доказательств того, что сахар является основной причиной ожирения и диабета типа II. Так что в Credit Suisse полагают, что немногие страны введут существенные налоги на подслащенные сахаром напитки. Между тем и сами производители - такие, как Coca-Cola и Pepsi, уже реагируют на растущее общественное беспокойство о последствиях для здоровья сахара, экспериментируя с натуральными подсластителями с нулевой или минимальной калорийностью, которые призваны заменить сахар. Внимания удостоились и искусственные подсластители.

Впрочем, диетические напитки составляют менее 10% от потребляемых газированных напитков в Азии, Восточной Европе, Южной Африке, странах Ближнего Востока и Латинской Америки. В Западной Европе, Северной Америке и Австралии - там, где средний потребитель имеет более высокий доход и уровень образования, - диетические напитки составляют от 24 до 36% потребления.

Мировой спрос на сахар растет на 2% в год в течение последнего десятилетия, но этот рост, скорее всего, значительно замедлится в ближайшие 5-10 лет, так как озабоченность общественности по поводу последствий употребления сахара для здоровья сахара набирает обороты, полагают в Credit Suisse. Это, безусловно, плохая новость не только для сахарной промышленности, но и для ряда других секторов. С другой стороны, у компаний сектора есть шанс «быть на стороне победителей», если они внесут правильные изменения в свои продукты, считают эксперты. В отличие от табака и алкогольных компаний, создатели напитков имеют преимущество, будучи в состоянии предложить более здоровую версию своих продуктов. К тому же создание ненатуральных подсластителей, а также экологичных альтернатив сахару ждет сильное и динамичное развитие в связи с ростом этого рынка в ближайшие годы, прогнозируют в Credit Suisse.

Чтобы полностью заменить сахар, промышленности потребуется от 40 до 50 лет, считает  аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Сектор пищевого производства крайнее тяжел для подобных реформ; кроме того, непонятно, как на подобные преобразования отреагирует население. В странах, где проблема избыточного веса встает в полный рост, это будет сделать проще в рамках национальных оздоровительных программ. Постепенно внедрять симуляторы вместо сахара вполне возможно, особенно если начать с сегмента безалкогольных сладких напитков. Далее многое будет зависеть от заключений ученых относительно пользы или вреда здоровью: если в подобном замещении больше плюсов, внедрение заменителей пойдет активнее.

Пока же ежегодное потребление сахара растет. По оценкам аналитика «БКС Форекс» Дмитрия Тремасова,  в будущем потребление сахара в мире будет увеличиваться примерно на 2-3% ежегодно. Так, прогноз по потреблению на 2013-2014 год составляет 165 – 168 млн тонн. Расчеты ученых и экономистов показывают, что потребление увеличится до 25 кг на человека в год к 2015 году.  Вместе с тем, в связи со снижением производства сахара в Бразилии и Индии, эксперт ожидает к концу этого года рост мировых цен на сахар-сырец в среднем на 17 центов за тонну на ICE и до 498 долларов за тонну на NYSE Liffe за белый сахар-песок.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?