Жизнь не сахар

Жизнь не сахар

Изначально сахар воспринимается как вполне безобидный продукт. Однако в последнее время он все чаще попадает под пристальное внимание чиновников от здравоохранения в глобальном масштабе, поскольку новые исследования указывают на сильную связь между его избыточным потреблением и эпидемией ожирения и сахарного диабета II типа в ряде стран мира. Credit Suisse включился в обсуждение этой темы и выпустил отчет под названием “Потребление сахара на перекрестке”.

Отчет показывает, что за последние 30 лет глобальное среднее ежедневное потребление сахара на одного человека выросло на 46%, до эквивалента 17 чайных ложек в день, это почти в два раза превышает максимальный уровень, рекомендованный American Heart Association. Самыми злостными нарушителями правил потребления сахара являются США, Бразилия, Аргентина и Мексика – они потребляют вдвое больше, чем в среднем в мире.

Резкий рост потребления сахара и в самом деле совпал со значительным увеличением заболеваемости ожирением и диабетом, которыми в настоящее время страдают почти 900 млн человек во всем мире, и стоит это глобальной системе здравоохранения более 1 трлн долларов в год. На этом фоне постоянно повышается давление на власти и компании сектора. И все же в глазах инвесторов рынка мировая индустрия сахара, стоимость которой оценивается в 24 млрд долларов, перевешивает растущую обеспокоенность общественности о последствиях для здоровья сладких напитков и росте расходов на лечение заболеваний, связанных с увеличенным потреблением сахара.

Подслащенные сахаром напитки вызывают опасения специалистов потому, что калории, потребленные человеком таким образом, плохо выводятся из организма; сахар в безалкогольных напитках полностью усваивается организмом без косвенных признаков насыщения, как это происходит с твердой пищей. Кроме того, сладкие напитки составляют более 40% от всего добавляемого в пищу и потребляемого сахара.

Но, несмотря на огромные социальные и экономические последствия ожирения и диабета, правительства и органы здравоохранения лишь недавно начали внедрять меры, направленные на сдерживание потребления сахара. В их числе сдерживание рекламных кампаний газированных напитков и запрет на торговые автоматы в школах. Эти усилия имели ограниченный успех из-за силы политически мощного лобби производителей сахара и напитков, с которым, например, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг столкнулся, когда попытался ограничить размер потребления калорийных напитков и сладкой газировки. Этот шаг был крайне негативно воспринят производителями такой продукции и другими бизнес-группами, и в конце концов его признал неконституционным апелляционный суд в начале этого года.

И все же возможность бороться с этим лобби есть. По данным Credit Suisse, существует много доказательств того, что налоговые меры по отношению к подобной продукции оказываются достаточно эффективными. "Мы считаем, что налогообложение будет лучшим подходом к вопросу и обеспечит наилучший результат: сокращение потребления при оказании помощи населению сектора и поддержание властями социальных и медицинских расходов", – пишут аналитики. Отмечая на влияние налогов на потребление табака и алкоголя, они предсказывают, что даже сама угроза введения подобных налогов могла бы "заставить компании, по крайней мере самые крупные, заняться саморегуляцией и принять конкретные меры, чтобы уменьшить количество сахара в своей продукции".

Налогообложение в этой сфере также имеет сильную общественную поддержку. Недавнее исследование в Калифорнии показало, что 68% респондентов поддерживают введение повышенных налогов на сладкие безалкогольные напитки, если доходы от этого шага будут использованы для поддержки школьного питания и программ физической активности. В Нью-Йорке за такую меру высказались 76% опрошенных. Поддержку она получила со стороны людей с большим и нормальным весом, а также с самыми высокими доходами и уровнем образования.

Налогообложение сектора уже доказало свою эффективность во Франции, где 2 евроцента (3 цента США) – налог на сладкие и искусственно ароматизированные напитки, эквивалентный почти 5% от общей стоимости продукта, давно выплачивается производителями государству. В результате объем этого рынка снизился на 5%. В Мексике, одном из крупнейших в мире потребителей газированной подслащенной воды, законодатели рассматривают введение налога в размере 1 песо (8 центов США) за литр подслащенного напитка. Законопроект внесен в Конгресс в начале этого месяца как часть финансового пакета реформ.

Налог на потребление массовых товаров обычно вводится в форме акциза, который показывает максимальную эффективность, рассказывает адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев. Плательщики акцизов обязаны перечислять в бюджет требуемые суммы вне зависимости от своих расходов, в связи с чем фальсифицировать отчетность по продажам подакцизных товаров проблематично. Еще акциз удобен для государства, потому как население проявляет минимальную осведомленность относительно фискальной составляющей стоимости потребляемого продукта - при реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется.

Акцизы влекут повышение цен. Акцизная составляющая стоимости товара может превышать 50% и даже более. Введение акциза на сахар означает, как минимум, рост цен на 10-15% в год. Для властей это прежде всего доходы. Для рынков - это убытки, которые будут возлагаться на потребителей. Для потребителя такие меры станут необходимостью платить еще и по акцизу на сахар в связи с повышением его розничной цены. Возможен рост социального недовольства, если экономическая обстановка в целом будет неблагоприятной. Но опыт повышения акцизов в России показывает, что существенных негативных социальных последствий можно избежать: рост акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию повлек увеличение розничной стоимости бутылки водки, однако стихийные митинги происходят не по этим причинам.

Сейчас акцизы на сладкое не распространены в мире, отмечает эксперт. Потребление сластей – естественное желание населения, которое не запрещено законом и не обложено специальным налогом, в отличие от спирта, табака и машин. Дискуссии о необходимости введения акцизов на сахар и сладкую продукцию ведутся давно. Сейчас с бюджетами есть проблема у многих стран. И время для введения нового налога подходит как нельзя кстати, учитывая новые исследования ученых, которые дают возможность правительствам обосновать необходимость введения нового сбора.

В применении акцизов государством нет ничего противозаконного. Вероятнее всего, начнется этот процесс в Европе и продолжится в США. Государствам для спасения экономики нужны дополнительные источники дохода. Ресурса для давления повышением налогов на бизнес крайне мало. Поэтому в ближайшие годы будет наблюдаться тенденция к увеличению налогов на потребление – в противном случае может произойти снижение количества рабочих мест. Теоретически - власти могут обойтись простым повышением налога на добавленную стоимость, но он существует не во всех странах, да и научное обоснование по НДС изобрести крайне трудно. А акциз всегда вводится на вредные продукты (пиво, спиртное, табак, автомобили и так далее), и научные исследования здесь помогают очень хорошо.

Однако стоит признать, что на сегодня нет никаких убедительных научных исследований, которые доказывают причинно-следственную связь между потреблением сахара, ожирением и диабетом II типа. Тем не менее большинство врачей, опрошенных Credit Suisse, считают, что данных, подтверждающих такую связь, вполне достаточно и они убедительны.

С другой стороны - потребители вряд ли внезапно бросят пить полные калорий безалкогольные напитки, независимо от существования подавляющего количества доказательств того, что сахар является основной причиной ожирения и диабета типа II. Так что в Credit Suisse полагают, что немногие страны введут существенные налоги на подслащенные сахаром напитки. Между тем и сами производители - такие, как Coca-Cola и Pepsi, уже реагируют на растущее общественное беспокойство о последствиях для здоровья сахара, экспериментируя с натуральными подсластителями с нулевой или минимальной калорийностью, которые призваны заменить сахар. Внимания удостоились и искусственные подсластители.

Впрочем, диетические напитки составляют менее 10% от потребляемых газированных напитков в Азии, Восточной Европе, Южной Африке, странах Ближнего Востока и Латинской Америки. В Западной Европе, Северной Америке и Австралии - там, где средний потребитель имеет более высокий доход и уровень образования, - диетические напитки составляют от 24 до 36% потребления.

Мировой спрос на сахар растет на 2% в год в течение последнего десятилетия, но этот рост, скорее всего, значительно замедлится в ближайшие 5-10 лет, так как озабоченность общественности по поводу последствий употребления сахара для здоровья сахара набирает обороты, полагают в Credit Suisse. Это, безусловно, плохая новость не только для сахарной промышленности, но и для ряда других секторов. С другой стороны, у компаний сектора есть шанс «быть на стороне победителей», если они внесут правильные изменения в свои продукты, считают эксперты. В отличие от табака и алкогольных компаний, создатели напитков имеют преимущество, будучи в состоянии предложить более здоровую версию своих продуктов. К тому же создание ненатуральных подсластителей, а также экологичных альтернатив сахару ждет сильное и динамичное развитие в связи с ростом этого рынка в ближайшие годы, прогнозируют в Credit Suisse.

Чтобы полностью заменить сахар, промышленности потребуется от 40 до 50 лет, считает  аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Сектор пищевого производства крайнее тяжел для подобных реформ; кроме того, непонятно, как на подобные преобразования отреагирует население. В странах, где проблема избыточного веса встает в полный рост, это будет сделать проще в рамках национальных оздоровительных программ. Постепенно внедрять симуляторы вместо сахара вполне возможно, особенно если начать с сегмента безалкогольных сладких напитков. Далее многое будет зависеть от заключений ученых относительно пользы или вреда здоровью: если в подобном замещении больше плюсов, внедрение заменителей пойдет активнее.

Пока же ежегодное потребление сахара растет. По оценкам аналитика «БКС Форекс» Дмитрия Тремасова,  в будущем потребление сахара в мире будет увеличиваться примерно на 2-3% ежегодно. Так, прогноз по потреблению на 2013-2014 год составляет 165 – 168 млн тонн. Расчеты ученых и экономистов показывают, что потребление увеличится до 25 кг на человека в год к 2015 году.  Вместе с тем, в связи со снижением производства сахара в Бразилии и Индии, эксперт ожидает к концу этого года рост мировых цен на сахар-сырец в среднем на 17 центов за тонну на ICE и до 498 долларов за тонну на NYSE Liffe за белый сахар-песок.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее