Великое переселение

Великое переселение

Первый вице-министр регионального развития Казахстана Каирбек Ускенбаев заявил о том, что в рамках государственной программы «Развитие моногородов-2020» будет простимулирован добровольный переезд казахстанцев в моногорода. Стимул, по сути, один: строительство жилья.  «В этом году осуществляется строительство 3-х домов арендного жилья в городе Риддер, на что предусмотрено более 1 млрд тенге», - заявил г-н Ускенбаев.

Также правительство акцентирует внимание на том, что моногорода могут развиваться за счет малого и среднего бизнеса, и рассчитывает, что различные преференции привлекут в моногорода бизнес. «Стимулирование развития малого и среднего бизнеса в моногородах реализуется по следующим механизмам господдержки: субсидирование кредитов предпринимателей моногородов на 10% со снятием отраслевых ограничений (на эти цели выделено 1,8 млрд тенге); предоставление безвозмездных и безвозвратных грантов до 3 млн тенге (300 млн тенге); микрокредитование (1,7 млрд тенге); обучение основам предпринимательства (28 млн тенге); подведение инфраструктуры к проектам бизнеса (711 млн тенге)», уточняет Ускенбаев. Кроме того, на обустройство моногородов в 2013 году потратят 8,8 млрд, а на снос аварийных домов в этих городах правительством предусмотрено 750 млн тенге.

Достаточны ли эти меры? Экономист Шамиль Дауранов весьма категоричен:  возможность  развития малого предпринимательства в моногородах сомнительна. «Население моногородов в основном перешло на натуральное жизнеобеспечение. К тому же возрастной уровень населения высокий, и крупных излишков в своем хозяйстве они не имеют. Вывоз товаров в другие регионы требует крупных затрат. Ввоз товаров неперспективен из-за низкой платежеспособности жителей. Аналогичные трудности возникают и в плане организации обрабатывающих производств в моногородах. Большинство из них находятся относительно далеко от рынков сбыта, что негативно влияет на уровень производства и материальные затраты», - говорит Дауранов.

Проблема моногородов приобрела широкий общественный резонанс после мирового кризиса, который привел к спаду производства и, как следствие, вызвал проблемы у многих градообразующих предприятий.  Отсутствие квалифицированных кадров, изношенность, несовременность оборудования, плачевное состояние жилищно-коммунального хозяйства, низкокачественное муниципального управление – все это составляет сегодняшнюю картину моногородов. Ко всему прочему, в моногородах наблюдаются напряженность на рынке труда из-за появления большого количества безработных, увеличение дефицита бюджета и рост социальных проблем.

«Системный кризис начала девяностых годов прошлого века привел к развалу всей системы, обеспечивающей жизнь в моногородах. Главным фактором в этом развале явилась   полная или значительная отработка месторождений полезных ископаемых и эмиграция некоренного населения на свою историческую родину. Как правило, эмигрировало самое квалифицированное население. Отсутствие финансовых ресурсов и должного контроля над их целевым использованием привело к полному или крупному сворачиванию основного и вспомогательного производства товаров и услуг в этих городах», - говорит Дауранов.

Для решения этой проблемы на государственном уровне разрабатывались различные программы по развитию и становлению моногородов; однако, по мнению г-на Дауранова, все они были формальными и глубоко не проработанными. «Главной проблемой многих этих городов стало отсутствие платежного спроса, так как монопредприятия утратили возможность получать прибыль, а государственные и частные дотации не позволяли поддерживать уровень доходов населения для развития малого и среднего предпринимательства», - сетует Дауранов.

Существует также версия, что города, специализирующие на обслуживании месторождений полезных ископаемых, в скором времени окажутся в тяжелом положении в связи с истощением имеющейся рудной базы.

Вследствие провала прежних программ Министерство экономического развития и торговли разработало в прошлом году очередную программу развития моноиндустриальных городов, где главная задача – противодействовать нарастающему потоку неконтролируемой миграции, росту протестных настроений и нищеты, способных негативно повлиять на социально-политическую обстановку в республике.

Согласно данным, представленным в концепции, в Казахстане насчитывается 27 моногородов (10 крупных и 17 малых), в которых проживает около 1,5 млн человек, или 16 % всего городского населения республики. Итоги проведенного мониторинга показали, что в 19 моногородах градообразующие предприятия работают стабильно, в пяти – Степногорске, Каратау, Жанатасе, Сарани и Аркалыке – они функционируют частично, а еще в трех – Текели, Кентау и Серебрянске – полностью остановлены.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики