Битва за долю

В Казахстане обсуждаются новации, связанные с разработкой законопроекта «Об электронной коммерции». Ключевых моментов два: предоставление налоговых льгот при совершении покупок через Интернет, и введение электронных счетов-фактур. Предполагается, что введение закона позволит в разы увеличить объемы интернет-продаж

Битва за долю

Онлайн-покупки в Казахстане сейчас наиболее популярны среди жителей больших городов, что связано с разным уровнем проникновения Интернета. Однако в последнее время наблюдается существенный рост интернет-продаж и в регионах. По оценке CNP Processing GmbH,  ежегодный прирост оборота интернет-рынка на 15–20% больше, чем в офлайновых магазинах. Одним из главных направлений электронной коммерции в Казахстане является продажа авиа- и ж/д билетов, а также книг -  на их долю приходится более 33% от общей суммы транзакций через Интернет.

«Число пользователей Сети не так много, 7-9 млн по разным оценкам. Не будем при этом забывать про особенности статистики: если один пользователь зашел в Сеть через несколько средств связи - к примеру, через телефон, ноутбук, компьютер и iPad, то статистика посчитает это как заход четырех пользователей.  Чтобы начать покупки в Интернете, нашим гражданам нужно, как минимум,  2-3 года провести  в сети, - так сказать, привыкнуть к возможности покупки, пусть хотя бы виртуального подарка за 1 доллар и поверить в безопасность предоставления своих данных», - говорит  директор Kaznet Events, управляющий партнер в инвестиционной компании The Farm Анна Осипова

Развитые страны уже давно используют Интернет для ведения бизнеса, их опыт  в сфере электронной коммерции весьма успешен, о чем свидетельствуют множество маркетинговых исследований. Электронная коммерция сейчас  - это важное направление в подъеме экономики развивающихся стран. В  США и Великобритании, интернет-торговля постепенно вытесняет традиционные формы продаж. За прошлый год уровень дохода от электронной коммерции в США составил порядка 174 млрд долларов, в Англии эта сумма достигла отметки в 58 млрд долларов.

«Люди стремятся экономить время;  отличается от  “традиционных” и широчайший ассортимент интернет-магазинов, и возможность доставки. В Казахстане есть уже достаточное количество интернет-потребителей, и оно продолжит расти. Другое дело - что население страны невелико, и миллиардных оборотов в стиле Amazon и Ebay в рамках Казахстана достигнуть невозможно», -  полагает руководитель онлайн- и оффлайн-магазинов BFF.kz Улан Каражигитов.

Лидирующие позиции в росте онлайн-покупок демонстрируют страны Восточной Европы и Азии. Например,  рынок онлайн-торговли в Китае, по оценкам экспертов, в нынешнем году вырастет на 65%. При этом традиционные продажи в этой стране показывают сравнительно низкие темпы роста, не превышающие и  20%. 

Для мировых лидеров в области e-коммерции Казахстан является весьма обширной территорией с огромным потенциалом. Так, только за 2012 год рынок электронной коммерции увеличился чуть менее чем в  2,5 раза и составил 0,7% от общего рынка продаж в Казахстане. По прогнозам экспертов, эта цифра будет расти, и к 2015 году составит уже 4%.

«Что касается затрат на каждую покупку, то средний чек на авиа-покупки, лидера продаж, стоит в диапазоне от 400 до 500 долларов, в страховании - порядка 120 долларов, и в одежде и книгах - порядка 100 долларов. Средний же чек составил 50-60 долларов. Что же касается товарных категорий, то одежда и обувь - безусловные лидеры рынка, далее следуют книги и товары для дома, софт и электронные учебники. У купонных сервисов услуги красоты, здоровья и развлечения бьют все рекорды продаж», - комментирует  Анна Осипова.

Впрочем, все еще существует масса преград на пути развития электронной коммерции в Казахстане. Например, недоступность  интернет-транзакций для пользователей большинства банковских карт. Так, на 10 млн держателей банковских карт 8 млн закрыто для выполнения оплаты в Интернете, а  9 из 10 интернет-транзакций в Казахстане  уходят за рубеж, так как покупатели не находят подходящего товара в своей стране.

«Доставка, логистика товаров как в Казахстан от поставщиков, так и внутри Казахстана до конечных покупателей – не самая дешевая статья в покупке товаров. В некоторых странах государство субсидирует почтовые отправления, и это выступает огромным драйвером для развития дистанционной торговли. Оптимизация – как по стоимости, так и по срокам доставки - здорово поможет рынку. Сами интернет-продавцы такой инфраструктурный вопрос решить не в состоянии, тут требуется взвешенная государственная позиция», утверждает Улан Каражигитов.  

По данным международной исследовательской компании eMarketer, объем онлайн-продаж за прошедший год в мире превысил сумму в 1 трлн долларов. По прогнозам той же компании,  мировой рынок e-сommerce в нынешнем году  вырастет ещё на 20%.  Что касается Казахстана, то, учитывая предыдущий рост электронной коммерции, а также приход новых игроков, появление и местных компаний, которые растут в геометрической прогрессии, Анна Осипова делает следующий прогноз:  в 2014 году общий рынок e-commerce может пройти отметку в 1 млрд долларов, что превысит показатель в 1% от общего объема продаж в стране. А уже в 2015 году, как оптимистично прогнозирует Осипова, рынок e-commerce вырастет в 1,5- 2 раза.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так