Битва за долю

В Казахстане обсуждаются новации, связанные с разработкой законопроекта «Об электронной коммерции». Ключевых моментов два: предоставление налоговых льгот при совершении покупок через Интернет, и введение электронных счетов-фактур. Предполагается, что введение закона позволит в разы увеличить объемы интернет-продаж

Битва за долю

Онлайн-покупки в Казахстане сейчас наиболее популярны среди жителей больших городов, что связано с разным уровнем проникновения Интернета. Однако в последнее время наблюдается существенный рост интернет-продаж и в регионах. По оценке CNP Processing GmbH,  ежегодный прирост оборота интернет-рынка на 15–20% больше, чем в офлайновых магазинах. Одним из главных направлений электронной коммерции в Казахстане является продажа авиа- и ж/д билетов, а также книг -  на их долю приходится более 33% от общей суммы транзакций через Интернет.

«Число пользователей Сети не так много, 7-9 млн по разным оценкам. Не будем при этом забывать про особенности статистики: если один пользователь зашел в Сеть через несколько средств связи - к примеру, через телефон, ноутбук, компьютер и iPad, то статистика посчитает это как заход четырех пользователей.  Чтобы начать покупки в Интернете, нашим гражданам нужно, как минимум,  2-3 года провести  в сети, - так сказать, привыкнуть к возможности покупки, пусть хотя бы виртуального подарка за 1 доллар и поверить в безопасность предоставления своих данных», - говорит  директор Kaznet Events, управляющий партнер в инвестиционной компании The Farm Анна Осипова

Развитые страны уже давно используют Интернет для ведения бизнеса, их опыт  в сфере электронной коммерции весьма успешен, о чем свидетельствуют множество маркетинговых исследований. Электронная коммерция сейчас  - это важное направление в подъеме экономики развивающихся стран. В  США и Великобритании, интернет-торговля постепенно вытесняет традиционные формы продаж. За прошлый год уровень дохода от электронной коммерции в США составил порядка 174 млрд долларов, в Англии эта сумма достигла отметки в 58 млрд долларов.

«Люди стремятся экономить время;  отличается от  “традиционных” и широчайший ассортимент интернет-магазинов, и возможность доставки. В Казахстане есть уже достаточное количество интернет-потребителей, и оно продолжит расти. Другое дело - что население страны невелико, и миллиардных оборотов в стиле Amazon и Ebay в рамках Казахстана достигнуть невозможно», -  полагает руководитель онлайн- и оффлайн-магазинов BFF.kz Улан Каражигитов.

Лидирующие позиции в росте онлайн-покупок демонстрируют страны Восточной Европы и Азии. Например,  рынок онлайн-торговли в Китае, по оценкам экспертов, в нынешнем году вырастет на 65%. При этом традиционные продажи в этой стране показывают сравнительно низкие темпы роста, не превышающие и  20%. 

Для мировых лидеров в области e-коммерции Казахстан является весьма обширной территорией с огромным потенциалом. Так, только за 2012 год рынок электронной коммерции увеличился чуть менее чем в  2,5 раза и составил 0,7% от общего рынка продаж в Казахстане. По прогнозам экспертов, эта цифра будет расти, и к 2015 году составит уже 4%.

«Что касается затрат на каждую покупку, то средний чек на авиа-покупки, лидера продаж, стоит в диапазоне от 400 до 500 долларов, в страховании - порядка 120 долларов, и в одежде и книгах - порядка 100 долларов. Средний же чек составил 50-60 долларов. Что же касается товарных категорий, то одежда и обувь - безусловные лидеры рынка, далее следуют книги и товары для дома, софт и электронные учебники. У купонных сервисов услуги красоты, здоровья и развлечения бьют все рекорды продаж», - комментирует  Анна Осипова.

Впрочем, все еще существует масса преград на пути развития электронной коммерции в Казахстане. Например, недоступность  интернет-транзакций для пользователей большинства банковских карт. Так, на 10 млн держателей банковских карт 8 млн закрыто для выполнения оплаты в Интернете, а  9 из 10 интернет-транзакций в Казахстане  уходят за рубеж, так как покупатели не находят подходящего товара в своей стране.

«Доставка, логистика товаров как в Казахстан от поставщиков, так и внутри Казахстана до конечных покупателей – не самая дешевая статья в покупке товаров. В некоторых странах государство субсидирует почтовые отправления, и это выступает огромным драйвером для развития дистанционной торговли. Оптимизация – как по стоимости, так и по срокам доставки - здорово поможет рынку. Сами интернет-продавцы такой инфраструктурный вопрос решить не в состоянии, тут требуется взвешенная государственная позиция», утверждает Улан Каражигитов.  

По данным международной исследовательской компании eMarketer, объем онлайн-продаж за прошедший год в мире превысил сумму в 1 трлн долларов. По прогнозам той же компании,  мировой рынок e-сommerce в нынешнем году  вырастет ещё на 20%.  Что касается Казахстана, то, учитывая предыдущий рост электронной коммерции, а также приход новых игроков, появление и местных компаний, которые растут в геометрической прогрессии, Анна Осипова делает следующий прогноз:  в 2014 году общий рынок e-commerce может пройти отметку в 1 млрд долларов, что превысит показатель в 1% от общего объема продаж в стране. А уже в 2015 году, как оптимистично прогнозирует Осипова, рынок e-commerce вырастет в 1,5- 2 раза.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности